Примерное время чтения: 5 минут
548

Душа природы в деревянных лицах: Маски из дерева как часть вашего дома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ - Карелия" 17/11/2010

Такое ощущение, что в его руках дерево оживает, как будто древесина не формирует послушно из себя то, что хочет мастер, а с его помощью открывает то, что было в ней скрыто уже давно, тот образ, который жил в ней с самого рождения. И сама природа глядит на мир глазами созданной мастером деревянной маски.

Христианство и эпос

Желание заняться резьбой по дереву пришло к Алексею Ивановичу уже в довольно зрелом возрасте.

- Я вообще об этом как-то особо не думал, - рассказывает он. - Хотя мысль о том, чтобы заняться резьбой по дереву, мелькала - хотелось попробовать. Как-то раз, будучи в Иркутске, увидел там резную маску, захотелось сделать такую же, но возник камень преткновения - не было инструментов. Купил я их довольно много времени спустя в Ленинграде, куда ездил сдавать пушнину - я тогда работал в Кестеньге в зверосовхозе «Северный».

Спросить, как правильно взяться за дело, было не у кого, поэтому мой собеседник методом проб и ошибок начал искать правильный путь сам.

- Как подготовить древесину, как сделать изображение более реалистичным - всего этого я ещё не знал, но стал пробовать, - рассказывает он. - Первой работой стал Схимник - сделан в 1975 году.

С маски сурово, немножко даже подозрительно смотрит тёмное бородатое лицо.

- Я потом сделал ещё один экземпляр, но его у меня украли - прямо из дома: уходя на работу, забыл закрыть дверь, а когда пришёл - не досчитался маски, - вспоминает Алексей Иванович.

Первый опыт оказался удачным, и после Схимника на свет появились и другие образы - по большей части личности и персонажи, связанные с христианской традицией, есть и герои карельского эпоса «Калевала». Почему именно так - даже сам мастер объяснить затрудняется: просто тематика христианства и народного эпоса оказалась близкой по духу, а может, скрытая в дереве сила подсказала. Аскетичный узколицый Сергий Радонежский, суровый Патриарх Никон, смиренный Паломник, пламенный Пророк, величавый Вяйнемёйнен, красавица Айно, мудрая Старуха Лоухи - у каждого из них есть некая индивидуальность, живая искра. И хотя многие из этих героев относятся к христианской традиции, невозможно отделаться от ощущения, что есть в них нечто более древнее, языческое, глубоко уходящее корнями в историю.

- Эскизы для масок всегда делаю сам, - объясняет Алексей Иванович. - Почему они получаются именно такими - сказать трудно. Есть, конечно, среди них и любимые - например, Вяйнемёйнен, я его жене на день рождения сделал в подарок. Потом ещё их делал - я обычно эти маски не по одному экземпляру режу, - но этот всё равно первый и любимый, да и отличается он от остальных.

Деревянные лица оживают

Алексей Иванович легко дарит свои работы знакомым и друзьям - настолько легко, что сейчас некоторых из вырезанных героев у самого автора уже не осталось, несмотря на немалое количество сделанных экземпляров. Особенно популярным в качестве подарка оказался Сергий Радонежский, который отчего-то полюбился очень многим. Может, из-за того сурового спокойствия, которое в присутствии этой маски чувствуется почти физически - как будто часть духа древнего старца каким-то образом оказалась в деревянной плоти и время от времени проглядывает в глазах. Сам Алексей Иванович, правда, к такой вероятности относится скептически - поясняет, что вообще-то склонен к более материалистичному взгляду на вещи. Но тем не менее ощущение присутствия жизни в деревянных лицах не отпускает, несмотря на уверения автора, что подобных явлений в природе не существует.

Заметно, что мастерство автора со временем развивается: у более поздних масок черты более рельефные, выпуклые, но сильное впечатление остаётся и от недавних работ, и от более старых.

- Я много что пробовал сделать, - рассказывает Алексей Иванович. - Сначала покрывал маски лаком - получалось темновато, к тому же лак трескается и облупливается. Покрывал морилкой, обжигал - обожжённых сделал больше всего, они смотрятся наиболее естественно. Из материала - в основном, подвяленная осина: она легко поддаётся обработке и хорошо смотрится. Пробовал и более мелкую работу делать - в 1978 году начал резать на дощечках. Для них эскизы с фигурами перерисовывал из разных книг, а орнаментальные узоры придумывал сам. Инструменты тоже приходилось доставать с трудом.

Кстати, проблема отсутствия инструментов для резьбы по дереву, по словам моего собеседника, со временем только усугубляется: если раньше можно было добыть необходимое, съездив в Северную столицу, то теперь инструментов не найти и там, либо они будут отвратительного качества. А они не вечны - даже при бережном отношении тупятся и стачиваются.

Сейчас Алексей Иванович масок не режет - глаза стали не те. Но созданные им образы - всего около двухсот - разошлись по Петрозаводску, да и по всей Карелии - оформленные в образ души природы и истории.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах