Идея для того времени была почти новаторская, и коллеги её подхватили. Так в 1990 году в карельской столице родился детский фольклорный ансамбль «Перегудки», который 9 апреля большим концертом отметил свой первый взрослый юбилей.
Сарафанная реклама
За эти годы через «Перегудки» прошли с полтысячи ребят. Ансамбль оказался народным не только по жанру, но и по популярности. Он не нуждается в дополнительной рекламе: родители приводят сюда своих чад по совету знакомых. Не редкость, когда в коллективе участвуют братья и сёстры разного возраста или когда выпускники «Перегудок», уже взрослые люди, спешат записать в ансамбль своих детей.
О секретах успеха ансамбля мы расспросили его создателя и художественного руководителя.
- Виолетта Анатольевна, 20 лет для детского фольклорного ансамбля – это много или мало?
- С одной стороны, конечно, много, потому что за эти годы удалось добиться высоких результатов. И это не только результаты последнего состава, а всех тех детей, которые у нас выступали. Работать начинали почти с нуля: ни репертуарных сборников, ни методических пособий, ни программ – ничего не было. Только идея – создать живой ансамбль. Начали с освоения календарных земледельческих праздников (Коляда, Масленица, Весна, Семик). Каждый из них – сценическое действо, народный театр, где есть и песни, и игры, и танцы, и обрядовые тексты. Постепенно нашли свою нишу, репертуар, стали делать концертные программы. В работе пользовались своими экспедиционными материалами, сборниками народных песен, различными записями.
А с другой стороны, для человека 20 лет – немного, это пора юности, впереди – зрелость.
Каждый ребёнок - это талант
- Поддерживаете связь с бывшими участниками коллектива?
- Конечно! Созваниваемся, встречаемся. Я сейчас вечерами обзваниваю наших ребят, которые уже выросли, разъехались кто куда, приглашаю их на юбилейный концерт - и в таком счастливом состоянии пребываю! То и дело слышу: мы помним «Перегудки», обязательно приедем. Некоторые говорят: мы не стали музыкантами, но столько было добра, любви, и дозу творчества получили, которая так пригодилась в жизни.
- В чём для себя как педагога, работающего с детьми, вы видите главную цель?
- Мы не ставим цель сделать из детей музыкантов, хотя есть у нас и звёзды: Зина Романова занималась в «Перегудках» 6 лет, окончила наш музколледж по специальности «руководитель народного хора», потом - с отличием Российскую Академию музыки им. Гнесиных, сейчас работает по специальности в Москве. Главное для нас – развить творческие способности, которые пригодятся везде, какую бы профессию ребята для себя потом ни выбрали. Занимаемся и с детьми из коррекционных детских учреждений. У одной девочки, дошкольницы, были проблемы с речью. Но спустя два года занятий в «Перегудках» она стала хорошо говорить, собирается в обычную школу.
У нас нет отбора, берём всех, кто к нам приходит. Я убеждена, что у каждого ребёнка есть музыкальные задатки, и наша задача – их развить, что мы успешно и делаем. Ни разу не было повода у меня сказать кому-то из родителей, что его ребёнку стоит оставить ансамбль и заняться чем-то другим. Народное искусство синкретично, многопланово. Тут и пение, и танец, и народный инструмент, и народные тексты. Каждый находит своё место. Дети – первые продолжатели традиций. В них народное творчество заложено на генном уровне.
Другие важные задачи – духовно-нравственное воспитание, а также обучение работе в коллективе. Сегодня ведь всё чаще в людях воспитывают индивидуализм, а у нас – разновозрастный коллектив. Мы большая семья – дети, родители, педагоги, и в этой семье всё держится на любви. Я очень благодарна родителям, которые в любую погоду привозят к нам своих детей. Они знают, что даже если на занятие придёт всего один ребёнок, мы его не отменим. Как я могу сказать маме: никого нет, идите домой?! Это невозможно. Взаимное уважение – один из залогов успеха.
- Спасибо! Долгих вам лет и творческих успехов!