Благодаря широкой рекламе в СМИ о выставке знала вся область. Известные архангельские художники авторитетно заявляли: к нам едет эксклюзивная выставка, привезут ПОДЛИННИКИ! Но…
Куинджи Куинджи -родственник
С первого дня архангелогородцы и гости города выстраивались в длинные очереди, чтобы впервые (или снова) насладиться работами Куинджи, Саврасова, Рериха, Пластова, Айвазовского и других гениальных художников. Организаторы планировали «свернуться» уже через две недели, но интерес зрителей был настолько велик, что работу выставки продлили сначала до 1 декабря, теперь уже до 15 декабря. На 1 декабря («АиФ в Архангельске» писала об этом) выставку посетило более 12 тысяч человек! И вдруг….
В областной газете «Правда Северо-Запада» выходит большая статья «Чес-проект: «Прилет диких куриц», в которой говорится о том, что в Архангельск привезли отнюдь не подлинники. Автор статьи Илья Азовский приводит в доказательство своего расследования несколько снимков. Вот известная картина Саврасова «Грачи прилетели», а рядом-та, что висит в Архангельском музее ИЗО. «Я подошел близко- и стало очевидно, что на привезенном в Архангельск холсте в левом нижнем углу изображен не грач-этот дивный птыц похож на цесарку… т.е. дикую курицу. Берез меньше», -пишет Азовский. На приведенных в газете снимках, действительно, это явственно видно. Здесь же и два других снимка. На одном –Куинджи «Лунная ночь над Днепром»- настоящий и Куинджи- архангельский гость. Как утверждает Азовский, «если это и родственники, то дальние».
«Это авторские копии»
Конечно, в это не хочется верить. Если картины сплошь подлинные, то «Правду Северо-Запада» ждет большой скандал. Наверняка сотрудники «Русского музея» докажут, что привезли в Архангельск настоящие шедевры. Но после выхода статьи прошла неделя и… никакого скандала. Тишина. Мы позвонили автору статьи. Вот что он рассказал в продолжение истории: «А из «Русского музея» вряд ли позвонят, мне самому пришлось звонить туда. И выяснилось, что это-авторские копии. То есть Куинджи мог несколько раз написать одну и ту же картину. Кстати, сейчас в Казани идет масштабная выставка всего Куинджи. Так вот картина «Лунная ночь над Днепром» была там. А Саврасова вообще нет в Русском музее. Он только в Третьяковке. А авторская это копия или нет, указывать необязательно. Вот организаторы и не указали это. Кстати, обратите внимание, что и даты не совпадают. Дата написания подлинника, и дата написания авторской копии. Я считаю, что это недобросовестная реклама».
Показывают фрагменты… пальцем
Мы позвонили также и в «Русский музей». -Вы знаете, что в Архангельск привезли картины из вашего замечательного музея? - спрашиваю у заместителя директора по научной работе Евгении Петровой.
-Нет, я об этом не знаю.
-У нас очень много посетителей выставки. В фойе музея не вмещается вся очередь, поэтому люди по часу стоят на улице….
-Приятно слышать, что выставка привлекала стольких ценителей искусства, - ненавязчиво перебивает Евгения Николаевна.
-Да, но теперь говорят, что к нам привезли не подлинники. Один журналист сфотографировал картину, которая висит в музее, и репродукцию, видимо из энциклопедии. Это две совершенно разные картины.
-Это глупость! –восклицает Евгения Петрова.- Это ни в какие ворота не лезет! Какой корреспондент может что сравнить?! Мы никогда не показываем копий!
-А почему экскурсоводы работают без указок, а показывают фрагменты пальцем?
-Это нужно уже у ваших экскурсоводов спросить, почему у них нет указок.
-Картины не под стеклом…, - не унимаюсь я.
-Они могут быть не под стеклом, это допускается, - отбивается музейный работник.
В отделе живописи «Русского музея»(я прикинулась почитательницей художественного таланта Пластова и Айвазовского) мне сказали, что в данный момент картины Айвазовского в экспозиции есть, а вот Пластова в зале нет….
Так что все-таки привезли в Архангельск?