Августейшие особы посещают Псковскую область не часто. Всего-то раз в год. Зато случается это всегда в один и тот же день – 28 августа, когда православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Ведь этот главный праздник не только Псково-Печерского монастыря, но и целого королевства – Королевства Сето!
Потому что гонимые католиками финно-угорские язычники когда-то приняли православие в Псково-Печерском монастыре, хотя так и остались полуверцами. По преданию, в монастырских пещерах нашёл упокоение таинственный сетоский бог Пеко, чьи незатейливые деревянные изображения дожили до наших времён.
Вот почему раз в год по завету разбросанные по всеми миру потомки бывших почитателей этого загадочного божества съезжаются на свою историческую родину, Сетомаа, в Печорский район Псковской области, чтобы поучаствовать в фестивале, который так и называется – «Сетомаа. Семейные встречи».
Это по-нашему «фестиваль», а по-сетоски – «кирмаш», то есть, гуляние. И главным действующим лицом этого, действительно, уходящего своими корнями в глубокую древность, народного гуляния является сетоский миропомазанник – очень важная персона, которой доверено целый год замещать на земле верховного сетоского бога Пеко.
Ведь в Сетомаа господствует просвещённый абсолютизм разновидности демократическая монархия: подданые этого королевства сами выбирают себе правителей и притом не позволяют им засиживаться на «троне» дольше года.
Королевские выборы обычно проходят на эстонской территории, чтоб обеспечить народному волеизъявлению кворум. Ведь на российской стороне сегодня осталось всего-навсего 187 представителей сето, а в Эстонии их живёт почти 10 тысяч.
Сето выбирают себе королей следующим образом: кандидаты на «корону» становятся на пеньки, после чего за каждым из этих пеньков выстраивается очередь сторонников. За чьим пеньком больше народу выстроится – тот и король.
В этом году День Королевства сето отмечался 1 августа в Вярске и там же состоялись королевские перевыборы. В результате верховной сетоской владычицей второй год подряд стала женщина.
Что интересно, сето послушались свою бывшую королеву Аннелу Лаанеотс, которая объявила, кого именно хочет видеть своей преемницей, и вручили символ королевской власти – «киёр» (обвязанным разноцветными плетёными ленточками деревянный посох) Яне Вабарне.
Бывшая сетоская королева, напомню, удостоилась народного доверия за то, что пять лет назад организовала в Таллине сетоскую школу. Новую почитают за унаследованный от предков редкий дар. Она является правнучкой знаменитой исполнительницы национального сетоского эпоса Анне Вабарны, которой в Эстонии даже поставлен памятник.
Новой сетоской королеве 35 лет, она работает художественным руководителем женского народного хора в доме культуры эстонского посёлка Вярска. Когда она встала на пенёк, то за ней выстроилась очередь из 826 человек, в то время, как за её соперником, школьным учителем, - меньше четырёхсот.
Конечно, свою роль сыграли гены, а также предвыборная программа Яне, в которой она пообещала всеми силами беречь и возрождать сетоскую культуру.
По мнению Яне, важнее всего воспитывать в духе верности национальным традициям подрастающее поколение. Сама она так и делает, благодаря чему две её дочери ведут себя, как подлинные принцессы крови.
Стараясь соответствовать свой знаменитой фамилии (кстати, «вабарна» означает «малина»), Яне даже сочиняет песни, как и её пробабушка. Правда, та могла импровизировать, у неё это получалось, как по наитию. Яне пока так не умеет, она объясняет это тем, что, к сожалению, не настолько погружена в народную стихию.
И тем не менее, слава о новой сетоской королеве из прославленного рода Вабарна, которая очень красиво поёт, уже разнеслась по Сетомаа. Так что на празднике в Сигово все с нетерпением ждали, когда же она наконец поднимется на сцену.
Королева Яне, надо воздать ей должное, не подвела своих подданных, и сетоский праздник в псковской глубинке в очередной раз удался на славу. Даже несмотря на проливной дождь.
На этот раз кирмаш в Сигово (это был восьмой по счёту фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи») только в составе официальной эстонской делегации посетили более 300 человек и ещё столько же, если не больше, приехали на родину предков из ближнего зарубежья в частном порядке.
Из-за такого наплыва желающих пересечь эстонско-российскую границу, эстонские сето даже немного опоздали на встречу с настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном, который накануне Успения Богородицы всегда лично благословляет представителей этого маленького народа.
Но дальше всё прошло, как по писаному. Вечером перед праздником они посетили могилы предков на старинных деревенских кладбищах Печорского района, в пятницу утром вместе со своими российскими сородичами отправились на богослужение в монастырь, а после – на кирмаш в Сигово, который для них организовал Государственный музей-усадьба сето как филиал музея-заповедника «Изборск».
В этом музее заправляют три ярчайшие представительницы народа сето и в их числе недавно принятая на работу новая сотрудница – 19-летняя Мария Кюлаотс – потомок бывших хозяев усадьбы, в которой и разместилась музейная экспозиция.
Музей в Сигово, как известно, славится тем, что взялся реконструировать национальную сетоскую кухню: там можно поучиться варить знаменитый сетоский тыквенный компот, отведать морковного пирога, узнать секрет приготовления уникального сетоского сыра.
По словам ещё одной очень молодой, но решительно настроенной сотрудницы этого учреждения, Елены Вариксоо, у музея нет отбоя от желающих продегустировать прославненные сетоские лакомства.
Так же как у мамы Лены, Галины Николаевны Вариксоо, которая привезла на кирмаш домашний сыр и творог, в пятницу не было отбоя от покупателей, давно уже знающих её как лучшую сетоскую стряпуху.
К празднику псковские сето, как всегда, напекли для гостей большущих морковных пирогов (общим числом 20 штук), насолили знаменитых изборских огурцов (таким же малосольным огурчиком, если помните, здесь когда-то угощали самого президента Путина) и вдобавок связали столько пар раритетных сетоских варежек, что сами сбились со счёта. Ведь у сето принято дарить такие узорчатые варежки ручной вязки во всех торжественных случаях и, уж конечно, наделять ими дорогих гостей. В первую голову – королей и королев.
Ещё одним завсегдатаем фестиваля в Сигово является председатель Совета сетоских волостей Эстонии Маргос Тиммо, который по заведённой им же самим традиции, всегда рассказывает сородичам новую сказку со смыслом.
Если помните, в прошлый раз он сочинил сказку про старого генерала, который, перед тем, как вести войска в бой, вдруг начал объяснять своим воинам, что по ту сторону фронта тоже сражаются в высшей степени порядочные, преданные родине люди.
Одна старуха возмутилась, что он «поднимает боевой дух» такими нелепыми россказнями. А старый генерал ей возразил. Мол, «ничего ты, старая перечница, не понимаешь»: чтобы враги стали друзьями, надо думать о них только хорошее. Вот и не будет никаких войн.
На этот раз Маргос повёл речь про старую сетоскую женщину, которая однажды пригласила к себе на чаепитие столько односельчан, что ей не хватило одного чайного сервиза и пришлось выставить на стол какие только нашлись в доме и у соседей самые разные чашки. Пока гости пили чай, она наблюдала, кто какую чашку взял, и убедилась, что каждый постарался выбрать себе посуду подороже и покрасивее. А когда они вдоволь напились чаю, спросила, зачем они так придирчиво выбирали чашки. «Разве от этого зависит вкус напитка?»
По словам Маргоса, когда нам придётся испить чашу нашей жизни до дна, мы точно так же вынуждены будем признать, что её вкус нисколько не зависел от того, какая на этой чашке была нарисована каёмочка: голубая или золотая. Неважно, сказал он, насколько у вас богатый дом, какой марки машина и даже, как много у вас на груди серебра. Главное – научиться чувствовать вкус к жизни, а не беспокоиться, что у соседа чашка дороже.
Похоже, для сето это не пустые слова, в чём автор этой статьи очень скоро убедилась лично. Как вы знаете, у многих представителей этого маленького финно-угорского народа в семьях хранятся передаваемые из поколения в поколения старинные украшения.
И прежде всего, сыльг – это такая массивная нагрудная серебряная чаша – самая поразительная деталь сетоского женского костюма. Считается, что её размер зависел от богатства семьи.
Перевезти через границу подлинный сыльг сложно, поэтому эстонские сето обычно приезжают на кирмаш в Сигово в посеребрённых современных копиях своих фамильных драгоценностей.
Например, сыльг для новой сетоской королевы ковал её предтеча - один из бывших королей. И это совсем небольшая чашечка - незаметная под белым шерстяным сукманом, который королева сшила собственными руками.
Между прочим, обратите внимание, какие интересные монетки украшают королевскую нагрудную цепь!
Я ещё я разговорилась с двумя сёстрами из Тарту (Аннели и Айли), привлечённая тем, что и у той, и у другой на груди красовалась массивная металлическая воронка необычайной красоты: у Айли - поменьше, а у Аннели - побольше.
Спрашиваю: «Это значит, что одна из вас богаче, а другая беднее?» Нет, возразила мне обладательница сыльга более скромных размеров, пихая под ребро свою сёстрёнку: «Просто она – лучше!»