Говорят, Джеки Чан потому и увлёкся трюкачеством, что в детстве был бутузом, каких мало. Товарищи по школе даже дразнили его когда-то за излишнюю округлость «пушечным ядром». Русская подружка Чана это всё учла и решила: пора ему закругляться. В смысле, приобретать прежний, совсем юный, вид. И заказала для него портретную матрёшку ручной работы. Точнее, неваляшку - такую ж несгибаемую, как сам Джеки Чан.
Изготовление этой диковинки было доверено маститой псковской матрёшечнице Ольге Гусевой. История умалчивает, подпрыгнул гуттаперчевый голливудский дедушка до потолка или не подпрыгнул, когда ему вручили искусно расписанного под него деревянного болванчика. Если б он узнал, что автор этого шедевра ещё четыре года назад не умела держать в руке кисточку, то точно бы подпрыгнул.
Сегодня Ольга рассказывает читателям «АиФ», как из простого экскурсовода превратилась в изготовителя эксклюзивных подарков для мировых знаменитостей. И почему лучшие произведения её искусства – это стопроцентная липа.
Налетай, торопись, покупай живопИсь!
Ольга Миронович, PSKOV.AIF.RU: - Ольга, неужели ты не училась в художественной школе и не блистала на уроках рисования?
- Я никак не могла научиться аккуратно обращаться с красками и всегда больше пачкалась, чем рисовала. Иногда мама даже помогала мне что-то подрисовывать, чтоб я получила оценку получше, потому что она, в отличие от меня, в детстве нередко побеждала во всяких там конкурсах рисунков.
Кстати, моя бабушка, когда ей исполнилось 65 лет, вдруг тоже обнаружила страсть к рисованию и попросила подарить ей акварельные краски, а также набор специальной бумаги. Но у неё это быстро прошло. Так что её краски и бумага достались мне по наследству, когда я сама ни с того, ни с сего взялась за кисточки.
Дело было так. Я уже сидела в декрете со своим сынишкой Глебом и не знала, чем себя занять в перерывах между его кормлениями. И вот однажды увидела в магазине болванки для матрёшек – всего по 50 рублей за штуку. Дай, думаю, испорчу хотя бы одну – всё не так скучно будет. Взяла в библиотеке книжку, как расписывать матрёшки, обмазала свою болванку яичным желтком – и ну разрисовывать.
Родные любовались-любовались на мои художества, а потом и говорят: может, попробовать эту матрёшку продать? – не пропадать же такому добру. Как сейчас помню, я сдала её обратно в магазин за 600 рублей (нарочно заломила цену, чтоб никто на неё не покушался). А кто-то возьми – да и купи мою матрёшку. С этого всё и началось.
- А кто ты по образованию?
- Я закончила псковский филиал Международной академии туризма, до декрета работала администратором гостиницы, причём успешно продвигалась по карьерной лестнице. Меня то и дело повышали, ведь начинала-то я с горничной. К тому же я всегда хотела быть экскурсоводом и поэтому с 18 лет являюсь индивидуальным предпринимателем – провожу платные экскурсии.
Последним моим туристом стал будущий муж. Он приехал в наш город служить по контракту, решил познакомиться с местными достопримечательностями, а я как раз сидела на входе в кремль, поджидая клиентов. После седьмой нашей с ним индивидуальной экскурсии, я уже не знала, что бы ему ещё такого рассказать. А ещё немного погодя нам с ним стало и вовсе не до экскурсий.
- Не жалеешь, что теряешь квалификацию как дипломированный менеджер гостеприимства?
- Недавно я даже попробовала снова выйти на работу – уже в качестве сотрудника отдела по развитию туризма областного комитета по культуре. Но меня хватило всего на два месяца такой занятости. Я поняла, что мои матрёшки мне роднее.
- А совмещать матрёшки и службу не получилось?
- Матрёшки и работу от звонка до звонка совместить, конечно, можно… если очень постараться. Но совмещать это всё с семьёй уже никак.
- А что выгоднее: работать чиновницей или расписывать матрёшки?
- В среднем на матрёшках я зарабатываю тысяч на 7-8 в месяц больше, чем пока занималась туризмом. Но это в среднем.
Иногда и месяц, и два работаешь «в стол»: матрёшки накапливаются, но никто их почему-то не покупает. А потом у тебя их разметут одним махом – и ты богачка.
Так что эта работа хороша, когда у тебя есть надёжный тыл (регулярная зарплата мужа).
Липовый цвет
- Как ты выстраиваешь свой рабочий день?
- Часто я встаю в восемь утра и до шести вечера расписываю матрёшки. Это когда у меня есть большой сложный заказ или просто когда мне очень хочется работать.
- Как находишь клиентов?
- У меня есть свой сайт, но в последнее время я его немножечко подзапустила. Поэтому я решила пользоваться услугами большого ремесленного портала – где собрана база данных на всех российских мастеров. Но иногда свой интернет-магазин выключаю, потому что просто физически не справляюсь с потоком заказов. Таким образом я научилась контролировать объём своей работы и избегать перегрузок.
- А подмастерьев брать не пробовала?
- У меня было две ученицы. Одной не хватило усидчивости, другая с самого начала оказалась намного более талантливой, чем я, и бросила матрешек ради веб-дизайна. Меня приглашали в областной центр ремёсел вести мастер-классы, но пока некогда.
- А ты-то сама у кого своему ремеслу училась?
- Вначале я, конечно, подсматривала за чужими матрёшками, но постепенно у меня сформировался свой стиль, и теперь я всё придумываю сама.
- Но ведь тебе наверняка приходится и саму себя копировать? Каково это – рисовать одно и то же?
- Да, это не так-то легко – выполнять серийный заказ. Например, недавно мне заказали 150 одинаковых маленьких матрёшечек для одной известной фирмы – в качестве корпоративного сувенира. Цена одной такой матрёшки – 180 рублей. У меня ушло на этот заказ четыре дня. А потом ещё два дня троилось в глазах. Зато потом я отдыхала сколько мне было нужно. И в этом преимущество самозанятости.
- Сын уже тоже расписывает матрёшки?
- Нет, ему это не очень интересно. А вот мой семилетний племянник, Максимка, захотел рисовать, «как тётя Оля», и даже в художественную школу поступил.
Что же касается Глебушки, то у него с рисованием пока одни недоразумения – как у меня когда-то. Например, недавно мне в детском садике сказали, чтобы я научила сына «правильно» рисовать веточки на деревьях – не вниз, а вверх. Оказывается, он увидел, что мама рисует веточки вниз, стал рисовать точно так же – и получил за это от воспитательницы замечание.
- С веточками всё ясно. А какова технология изготовления матрёшки? Из какого они у тебя дерева? Сколько времени уходит на одну матрёшку размером, допустим, в ладонь?
- Болванки для своих матрёшек я теперь не только покупаю, но и сама вытачиваю на специально приобретённом для этого станке.
Правда, только берёзовые, потому что с липой у нас в Псковской области не очень, а лучшие матрёшки получаются всё-таки из липы – это самый… как бы это лучше выразиться?.. отдатливый материал.
Вот такую матрёшку, как у меня сейчас в руках, я расписываю в среднем один день. И ещё три дня уходит на покрытие её лаком.
Кошки-матрёшки
- А ты кроме матрёшек ещё что-нибудь расписывать пробовала?
- Да! Например, стену в салоне красоты. Под хохлому. Получилось очень красиво, но мне хватило одного заказа, чтобы понять: это не моё. А ещё я сумки кожаные с удовольствием расписываю. Могла бы и мобильные телефоны расписывать, но не хочу. Всё-таки дерево и кожа – это тёплые материалы, а пластмасса бесчувственная, от неё никакой радости.
- Какие у тебя были самые интересные заказы?
- Самые интересные заказы – это когда клиент позволяет тебе расписать матрёшку на твой вкус и полностью тебе доверяет. Либо какие-то очень сложные заказы, за которые страшно браться, но от выполнения которых ты получаешь сверх того, что ожидал.
Например, известная псковская мастерица по витражам Наталья Дьякова однажды заказала мне мою первую портретную матрёшку, чтоб подарить на день рождения другу.
У меня даже руки тряслись, когда я ту матрёшку расписывала. Сходство, конечно, получилось, минимальным. Но людям понравилось, и мне посыпались заказы на портретные матрёшки.
Хорошо, что у меня мама химик-биолог. Она придумала, с помощью какого реагента переводить на деревянную болванку изображение с фотографии. И благодаря этому нашему семейному ноу-хау мы с ней удешевили производство портретных матрёшек насколько смогли, а главное, кустарным способом добились стопроцентного сходства с портретируемыми.
- Для кого ты ещё из знаменитостей делала портретные матрёшки?
- Например, для мультимиллиардера Брайана Трейси. И конечно, для наших отечественных звёзд шоу-бизнеса, но их дарители всегда заранее оговаривают, чтобы я нигде не публиковала изображения этих матрёшек и не упоминала никаких имён.
Так что я недавно расписывала матрёшку для одной телезвезды, светской львицы и о-очень известной московской тусовщицы, но как её зовут – ни за что не скажу.
- А музеи у тебя матрёшки покупают?
- Конечно! Например, калининградский музей кошек «Мурариум». В среднем чуть ли не три месяца в году я работаю только на него. А кроме того, время от времени мне заказывают матрёшки для неких частных коллекций. Иногда даже с видами Пскова, но чаще с видами того города, откуда поступает заказ.
Мои работы также представлены в московском музее матрёшки, где я к своему стыду ещё ни разу не была.
В публикации использованы фотографии из личного архива Ольги Гусевой.