Плюсы и минусы классических автоматических коробок хорошо известны. Отличная плавность переключений, практически отсутствующие ограничения по передаваемому моменту – это замечательно, но расплачиваться за это приходится сложностью конструкции, массой агрегата, ценой и повышенным расходом топлива. Сохранить достоинства и справиться с проблемами призвана новейшая трансмиссия Volvo – PowerShift.
Коробка передач представляет собой роботизированный агрегат, реализующий стратегию предвключения передач. Для этого в картере коробки собраны, по сути, две трансмиссии. Одна отвечает за управление нечетными (1, 3, 5 и задняя) передачами, вторая – четными (2, 4, 6) передачами.
Разумеется, для этого требуется два первичных вала коробки и две муфты сцепления. С валами поступили просто и красиво: инженеры фирмы Getrag, партнера Volvo в области автомобильных трасмиссий, использовали соосную схему. Один из первичных валов расположен внутри полого второго.
Момент к ним передают две независимых муфты сцепления, работающие в масляной ванне. При движении автомобиля одна передача (например 3) включена, сцепление соответствующего вала замкнуто и коробка передает момент на колеса. При этом следующая передача находится в «предвключенном» состоянии – шестерня соответствующей передачи соединена с валом, но сцепление этого ряда разомкнуто. При смене скоростей коробка плавно выключает одно сцепление и, одновременно, замыкает сцепление следующей передачи, не тратя время на включение шлицевых муфт. Такое подход позволяет коробке переключиться быстро без разрыва потока мощности, то есть без рывков, свойственных классическим роботизированным агрегатам.
Простая кинематическая схема коробки Powershift снижает внутренние потери агрегата. «Система Powershift экономит до восьми процентов топлива, по сравнению с обычной автоматической трансмиссией» , -отметил Магнус Йонсон, старший вицепрезидент по исследованиям и разработкам Volvo Cars.
Коробка Powershift обладает впечатляющим запасом прочности – она способна работать в паре с моторами, развивающими до 450 Н*м крутящего момента. Уже доступны три модели Volvo с новой коробкой. Это C30, S40 и V50 с двухлитровым двигателем (145 л. с. и 185 Н*м). При этом, благодаря новейшей коробке, средний расход топлива машин составит около 7.9 л/100км.