28

Как я был волонтером

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 25/06/2008

"Шарами" эти потрясающие воздухоплавательные машины называют, простите, только дилетанты. Пилоты именуют их гордо - аэростаты. Наш собкор - известный псковский фотограф Михаил Глущенко узнал эту тонкость не сразу, а после того, как решил попробовать себя в роли волонтера на прошедших недавно в Великих Луках соревнованиях по воздухоплаванию.

Команда N8

Не могу назвать себя абсолютным новичком - маленький опыт в качестве пассажира у меня имелся с соревнований прошлых лет. Взлет, посадка - романтично, но не более. Узнав о наборе волонтеров в помощь пилотам, я сразу записался в добровольцы. Волею случая меня прикомандировали к аэростату N8. Очень счастливое число, как выяснилось позже. А может, не в числе дело - команда у нас была отличная. Пилот - Сергей Латыпов, москвич, но родом из Великих Лук. Его отец 13 лет назад был главным инициатором этих соревнований - на данный момент самых серьезных спортивных состязаний по воздухоплаванию в России. Штурман Андрей - "глаза пилота на земле", и этим все сказано. Второй пилот - тоже Андрей, в команду пришел месяц назад. Военный пенсионер с редким и бесценным опытом запуска аэростата в виде Спасской башни Кремля в натуральную величину (а это более 40 метров). И девушка Марина, которую по совокупности внешних и душевных качеств единодушно окрестили "лицом команды N8". В качестве технической стороны в команде "присутствовали" 3 машины: "Газель", УАЗик и "Жигули".

Маркеры, обсерверы и...

Самое сложное в работе волонтера - это... хронический недосып. Режим дня был такой. В день - два получасовых брифинга, в 5 утра и в 6 вечера. На брифинге сначала метеоролог зачитывает атмосферные данные и показания ветра (малопонятные для дилетантов вроде меня), потом спортивный директор соревнований швед Джон Грубстром дает пилотам задание для предстоящего полета. Чаще всего - на точность сброса маркера. Маркер - это вещь особо ценная. Собой он представляет цветную ленту, один конец которой утяжелен песком, с нанесенной на нее особой маркировкой для каждого задания. Он должен максимально точно быть сброшен на цель (нарисованный на земле белый крест), координаты которого пилоты и получают перед очередным стартом. Место приземления маркера четко фиксируют обсерверы - специальные наблюдатели. Но главный нюанс: маркер нужно не только сбросить, но и обязательно потом поднять, иначе задание не будет засчитано. Малейшая ошибка - и драгоценную ленту приходится всей командой стряхивать с вершины векового дерева, а то и вылавливать в некстати подвернувшемся болоте. В первый день (или ночь?) я встал в 3.30. На следующий - позволил себе "расслабиться" до 3.45. Полтора-два часа сна - к концу недели я, наверное, беспробудно свалился бы. Если бы не... сильный ветер, из-за которого на день все полеты были отменены. Этот день не оставил в памяти ничего, кроме сновидений.

А вот День России оставил о себе массу ярких впечатлений. На раннем брифинге его ошибочно переименовали в День независимости. И долго объясняли пилотам из Польши, Литвы и Беларуси, кто и от кого у нас не зависит. Великие Луки в честь выходного дня - как вымерли: в 5 утра на улицах ни души. На скорости несется больше полусотни автомобилей - все торопятся занять лучшее место на поляне, с которой придется стартовать. Кстати, в этот же день наш пилот сбросил маркер в 93 см от цели - это был блестящий результат!

Первый старт

Признаюсь, сначала было страшно. Шар очень чутко реагирует не только на ветер, но и на перепады температур в воздухе. И когда он ухнул вниз над рекой - я подумал, что мы терпим катастрофу, и конкретно перепугался. Страх прошел, когда пришло понимание. Так что вторая половина полета вызвала массу более позитивных эмоций.

Эмоции, впрочем, переполняли всю эту неделю. Поскольку историй - и смешных, и разных - происходило немерено. Были потери: наш пилот уронил с высоты свой мобильный телефон, а у одного из экипажей на землю "навернулся" прибор навигации - это порядка тысячи долларов. Была гордость - в частности, за отечественный автопром. Как-то наш аэростат приземлился на поляне метрах в 100 от дороги. Там же сел еще один. Мы подъехали на УАЗике, перевалили через кювет, по кочкам, загрузили все нормально. А вот коллегам, за которыми подъехал "нажористый" джип, пришлось и корзину, и оболочку носить к дороге на руках.

У нас в команде была забавная история. После каждого старта нужно было отзваниваться руководителю полета. В один из выходных, рано утром, наш пилот звонит: "Команда N8 на земле!" Потом вдруг чего-то смешался, извинился. Оказывается, он номером ошибся. Представляете лицо человека, которому ранним утром по телефону ТАКОЕ сообщили?!

Мы - победители!

Фортуна, я так понимаю, в эту неделю была ко мне благосклонна. Волею случая я попал в команду, которая стала абсолютным победителем соревнований и увезла с собой три из четырех главных кубков: Кубок России, Кубок Великих Лук, Кубок Дружбы. Всем награжденным вручали вместе с призом бутылку шампанского. Нашему пилоту Сергею Латыпову шампанское вручать не стали - его в нем просто искупали, с ног до головы. А он в речи победителя сказал спасибо своему отцу, который все это организовал когда-то, передал всем от него большой привет и отметил, что летал он не один, а "чудесной командой" и позвал нас всех к себе на сцену.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах