30

Какое англичане в Пскове кино сняли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 04/07/2007

На экраны Великобритании вышел новый документальный фильм "Vodka is my poison" (BBC), рассказывающий об эпидемии токсического гепатита, которая в конце прошлого года в буквальном смысле слова порвала область. Автором сценария, режиссером и продюсером этого почти часового фильма стал Стив Грандисон (Steven Grandison). Сопродюсер с российской стороны - Марина Ерастова (Москва). В роли журналиста, ведущего расследование, - известный английский журналист Джон Суини (John Sweeny). Премьера фильма состоялась еще зимой, но только сейчас (с оказией!) видеокассета дошла до Пскова. Ее первым зрителем стал специальный корреспондент "АиФ-Псков". Тем более что волею судеб автор этих строк сам пару раз мелькнул в кадре.

Но сначала немного истории. Двадцать пятого октября Года Собаки губернатор Псковской области Михаил Кузнецов своим распоряжением ввел на территории региона режим чрезвычайной ситуации. Причина: стремительное, если не сказать больше - лавинообразное распространение токсического гепатита. По словам Сергея Никифорова, руководителя Центра гигиены и эпидемиологии области, "желтая болезнь" в конечном итоге унесла жизни 120 человек.

- Официальные цифры несколько меньше, - пояснял он незадолго до "российской премьеры" фильма. - Но они не включали тех, кто скончался дома, так и не успев вызвать "скорую". Всего же от суррогатного алкоголя пострадало около 1,5 тысячи человек.

Но сначала было слово.

- Ситуация катастрофическая! - втолковывала по телефону Марина. - Короче, мы едем к вам, чтобы на месте разобраться: почему такое происходит. Мы можем рассчитывать на твою помощь? И главное: есть ли у тебя по-настоящему аморальные друзья, которые помогли бы нам в этом деле?

-?!

- Все очень просто, - продолжала коллега. - Для наглядности купим с рук бутылку суррогатного алкоголя и - по возможности - кто-нибудь отхлебнет из нее прямо перед телекамерой. Это нужно для картинки.

Какая же "картинка" получилась? Все начинается с разудалой плясовой - своеобразный аккомпанемент движению поезда "Москва-Псков". А дальше, собственно, уже и начинается знакомство с национальным русским напитком и последствиями злоупотребления оного. По всей видимости, Джон не привык пасовать перед трудностями, поэтому он начинает прикладываться к бутылке прямо в вагоне поезда "Москва-Псков". В качестве искомого напитка у него в руках фигурирует бутылка самой дешевой водки, что невольно вызывало уважение: чего не сделаешь из любви к профессии?

Знакомство с проблемой и городом (надо думать, с большого бодуна) начинается, естественно, с вокзала. При этом камера выхватывает сумрачные подворотни, людей, пьющих прямо из горла, неясные силуэты...Скорее всего, такой видеоряд должен создать у рядового английского зрителя соответствующие ощущения, каковые возникают после многодневного запоя. Его пожелтевшие жертвы были обнаружены тут же, в городской больнице. Таковой оказалась российская действительность глазами гостей, которые, видимо, поддавшись обаянию темы, тоже не упускали возможности пригубить. Во всяком случае, Джон после недолгой консультации с местными алкашами с удивлением (а может быть и радостью?) продегустировал перед камерой "коньяк "Аптека" - так называется в народе любимая широкими массами настойка боярышника. Главное что очень полезная и качественная. А дальше все было по известному русскому - не английскому! - сценарию, который описывается фразой: "мужики завелись". После того как съемочная группа где-то на "птичнике" затарилась самогоном (20 рублей бутылка), Джон вернулся в гостиницу только под утро. Надо ли говорить, что после такого интенсивного исследования алкогольной проблемы следующий съемочный день был сорван. Жаль, но этот эпизод тоже не вошел в фильм.

Еще один ракурс, который должен был создать особый колорит видеоряду, - целая галерея лиц, пострадавших от суррогатного алкоголя. При этом натуру телевизионщики выбирали в палатах и коридорах городской больницы, где, в частности, познакомились с изрядно пожелтевшей, но еще довольно юной дамой. Вид Наташи (так ее звали) вызывает искреннее сострадание. Оказавшись разговорчивой, она называет адрес, где она покупала жидкость, приведшую ее на больничную койку. Об этом уже потом, после завершения съемок, рассказывала мне Марина: каково же было удивление ее английских коллег, когда они поняли, что самогон для своего "эксперимента" они покупали в том же самом подъезде.

К счастью, токсический гепатит прошел мимо - долго потом (по метражу) Джон перед зеркалом рассматривал склеры глаз, пытаясь обнаружить в них следы грозной болезни. После чего прозвучала кода - фильм закончился, оставив сложное впечатление. Трудно быть критиком телевизионного продукта, в создании которого сам и принимал участие. И все-таки одно замечание будет вполне уместно. Оно горькое, но неоспоримое: люди пьют везде. В России, в Зимбабве, в Англии. По уверению того же самого Стива, алкоголизм шотландцев по объемам выпиваемого вполне сопоставим с тем, сколько потребляет среднестатистический россиянин. И в этом смысле стремление англичан, которые, проживая в самом фешенебельном отеле Пскова, где сутки пребывания стоили больше 3 тысяч рублей, не упустить возможности дринкнуть подозрительной жидкости почти на халяву (80 центов за литр первача) вызывает не удивление, а скорее - восхищение. Однако главный вопрос все-таки заключается в другом: зачем не пить? Ответившего на него можно считать счастливейшим человеком. И не только в России. Конец фильма.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах