Цветок душистых прерий. Как Джек Лондон Игоря Батова из «Ямы» вытащил

Известный псковский правозащитник, лидер экологического движения «Свободный берег» Игорь БАТОВ в детстве перечитал всего Фенимора Купера. Такие герои, как Зверобой, объясняет Игорь Владимирович, и сформировали его личность - человека независимого и способного выжить в любых обстоятельствах.    
   

Мама Игоря, Людмила Александровна, утверждает, что однажды нашла под подушкой у восьмилетнего сына «Яму» Александра Куприна. Взрослые, конечно, стали расспрашивать мальчика, что он в этой книге понял, но он только отмахнулся и сказал, что Куприн ему категорически не понравился.

Родители будущего правозащитника коллекционировали книги целыми собраниями сочинений, поэтому после «всего Фенимора Купера» он прочитал «всего Теодора Драйзера», «всего Мориса Дрюона», «всего Вальтера Скотта» и «всего Джека Лондона».

Игорь Батов. Фото из личного архива. АиФ-Псков

Джек Лондон Игорю Батову особенно пригодился на БАМе, когда он провалился под лёд в 45-градусный мороз. Игорь сразу вспомнил, что классик очень не советовал разводить в такую погоду костры под ёлками (иначе сверху снег будет подтаивать и тушить огонь).

Поэтому быстренько нашёл трухлявый пень, с одной спички его подпалил (чиркнуть второй спичкой он бы уже не смог, потому что руки мигом окоченели), а когда более или менее согрелся и подсушил одежду, смог пройти ещё 5 километров до ближайшей базы.

В подростковом возрасте Юрий увлёкся сочинениями Ги де Мопассана, но французские любовные романы занимали его недолго. Уже в 15 лет он пристрастился к мемуаристике и до сих пор предпочитает воспоминания выдающихся людей всем другим видам литературы.

Мемуары двух лётчиков-асов, Ханса-Ульриха Руделя и Гая Пенроуза Гибсона, сражавшихся во Второй мировой по разные стороны фронта, заставили Игоря Батова в корне пересмотреть своё отношение к роли наших союзников в победе над фашизмом. Он, в частности, узнал, что сталинградский «котёл» вовсе не был самой грандиозной военной операцией по окружению противника, и понял, что Великая Отечественная была лишь частью глобальной войны, в которой героически победили народы сразу многих стран.    
   

Школьная программа по литературе не оставила у Игоря Владимировича ярких воспоминаний. Во многом ещё и потому, что в старших классах он перевёлся в вечернюю школу, да и ту окончил экстерном, чтобы поскорее поступить в военное училище.

«Я очень ответственно отношусь к раздаче советов, поэтому не хочу ничего рекомендовать в тех областях жизни, в которых не очень разбираюсь», - объяснил он. А впрочем, Игорь Батов считает, что в школах зря не проходят приключенческие романы: «Конечно, «Сказка о царе Салтане» - это хорошо, но в школьном возрасте она не очень воспринимается».

Сегодня Игорь Владимирович читает, по его же признанию, «какую-то дешёвенькую фантастику», которую он скачал из Интернета на свою электронную книгу, чтобы «немного разгрузить мозги». А потом возьмётся за «Окаянные дни» Ивана Бунина, потому что давно хотел прочесть это произведение и подозревает, что настал самый для этого подходящий момент. 

Смотрите также: