«Вечный» двигатель. Почему Нобелевская премия по псковичам плачет

АиФ-Псков / АиФ-Псков

Сенсацией псковский роторно-лопастной двигатель стал семь лет тому назад – после того, как псковские газетчики написали про него статью под названием «Феррари отдыхает». Следом и телевизионщики с ведущих центральных каналов в Псков потянулись – изобретение века прославлять.

   
   

Казалось, ещё чуть-чуть – и шведский король почтёт за честь пожать моим землякам руку. Но проходят годы, а воз, он же Ё-мобиль, и ныне там, хотя многие авторитетные эксперты уже не раз высказывали мнение: если бы за дело взялись псковские инженеры, обещанная Прохоровым супермощная машинка уже вовсю бороздила бы просторы Вселенной.

Игорь Плохов. Фото из личного архива И. Плохова. 

Почему этого не происходит, рассказывает один из главных разработчиков псковского двигателя внешнего сгорания - заведующий кафедрой «Электроприводы и системы автоматизации» Псковского государственного университета, начальник управления научно-исследовательской деятельности Псковского государственного университета, доктор технических наук, профессор Игорь ПЛОХОВ.

Переломный момент

Ольга Миронович, "Аргументы и Факты - Псков": - Игорь Владимирович, разве президент Путин на недавней встрече с российскими учёными не велел поактивнее внедрять ваши изобретения в производство? Когда уже наконец псковский двигатель поступит в серийное производство?

- Для команды, которая трудится над этим изобретением, прорывным стал 2007 год, когда мы стали участниками Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса РФ» и получили на теоретическую разработку своего изобретения 7,5 миллиона рублей. Эти деньги давным-давно освоены, а «талмуды» с описанием нашего двигателя давным-давно написаны и переправлены куда следует. Теперь нам нужны деньги на создание опытных образцов, но мы пока не придумали, где их раздобыть.

Знаменитое псковское изобретение. Иллюстрация из презентации РЛДВПТ (роторно-лопастного двигателя с внешним подводом теплоты).

На днях мы отправили 46-ю заявку на очередной конкурс грантов. Проблема в том, что во всех конкурсных комиссиях сидят не просто эксперты, а сотрудники тех или иных столичных НИИ. Естественно, они в первую очередь заботятся о том, чтобы выделяемые государством деньги шли на развитие собственных институтов.

- Понятно. «Ну как не порадеть родному человечку»… А много вам нужно денег, чтоб создать опытные образцы? И как скоро вы могли бы явить эти опытные образцы миру?

   
   

- Нам необходимо миллионов тридцать как минимум. И два года работы. Нам же надо будет не просто произвести опытный образец, но и сломать его.

- То есть как это «сломать»?

- Во время испытаний при максимальных нагрузках. А это значит, что понадобится не один, а как минимум три опытных образца. И что бы уж наверняка, один из них должен хотя бы годик покрутиться без остановки. Вот и считайте.

Как это работает. Иллюстрация из презентации РЛДВПТ.

Главный конструктор проекта, преподаватель ПсковГУ Юрий Лукьянов:
- Когда я в 1978 году начинал работать над этим проектом, то, конечно же, мечтал о летающем автомобиле. Сегодня летающие автомобили уже и без нас существуют, но супермощного и в то же время экономичного двигателя внешнего сгорания так до сих пор никто и не создал. Наш двигатель, наверное, всё ещё кажется фантастичным. Ведь он может работать даже на газированной воде, как у Незнайки в Цветочном городе.

На сегодня нас финансирует только Псковский государственный университет, за что ему огромное спасибо. Ведь из денег, выделенных на его стратегическое развитие, почти два с половиной миллиона были истрачены на приобретение оборудования для нашего проекта.

Только один парогенератор обошёлся университету больше, чем в миллион.

Чтобы испытать новый, уже третий по счёту, опытный образец нашего двигателя, мы заказали большой морской контейнер размером 2,5 на 6 метров, в котором будут установлены тот самый парогенератор, а также электрогенератор, резервуар с водой, двигатель и системы автоматики.

А пока мы проводим свои испытания на сжатом воздухе высокого давления.

Лучше старых двух

- Что это за «новый» образец и чем он отличается от «старого»?

- За то время, пока мы доводили своё изобретение до ума, мы поняли, что сам по себе двигатель внешнего сгорания на рынке не так уж и востребован. Промышленности гораздо нужнее мощный и компактный двигатель в составе автономной энергоустановки, которая бы без лишних затрат обеспечивала людей электроэнергией, теплом, горячей водой для хозяйственных нужд и чистой питьевой водой.

Лучше меньше, да лучше. Иллюстрация из презентации РЛДВПТ.

- А вы не припозднились со своей идеей? В Норвегии уже построили жилой дом, который производит в два раза больше энергии, чем потребляет. На солнечных батареях.

- Солнечные батареи – слишком дорогое удовольствие. Мы предлагаем гораздо более дешёвый способ производить энергию. Для нашего двигателя годится любое местное органическое топливо – хоть дрова. При этом коэффициент полезного действия в режиме когенерации (одновременной выработки электричества и тепла) у него очень высок.

Лучше меньше, да лучше. Иллюстрация из презентации РЛДВПТ.

- У современных энергосберегающих котельных тоже ого какой КПД…

- Только в том случае, если они находятся рядом с домом. А если вода поступает в дома по трубам протяжённостью в сотни метров? Наш двигатель не просто намного мощнее двигателя внутреннего сгорания. Он ещё к тому же компактный. Его можно установить в подвале любого дома. Теплотрасса станет короче некуда.

Лучше меньше, да лучше. Иллюстрация из презентации РЛДВПТ.

Разрабатывая свой двигатель, мы заботимся также и о том, чтобы уменьшить насколько это возможно себестоимость его изготовления. Последняя разработанная нами модель очень технологична. Почти все детали, за исключением, разве что, корпуса, можно будет производить простой штамповкой.

Как это работает. Иллюстрация из презентации РЛДВПТ.

Увезу тебя я в тундру

Досье.
Игорь Владимирович Плохов закончил в 1983 году Ленинградский политехнический институт. В 1992 году защитил кандидатскую, а в 2001 году – докторскую диссертации. Зарегистрировал 25 патентов на изобретения приборов, двигателей и других результатов интеллектуальной деятельности. Бард, автор более 100 песен и трёх поэтических сборников. Член-корреспондент Международной академии наук высшей школы. Один из основателей Псковского клуба авторской песни «Горизонт».
- Это получается, что завод по производству таких двигателей можно построить прямо в Пскове?

- А лучше в Моглино. Знаете, кому такие двигатели сейчас особенно нужны? «Газпрому»! Всё дело в том, что у него есть одна трудно решаемая проблема – обеспечивать управляемость скважинами. Понятно, что к каждой скважине линию электропередачи не подведёшь. Они работают на аккумуляторах, которые приходится подзаряжать либо от солнечных батарей, либо от ветряков. А когда нет ни солнца, ни ветра, к скважине на вертолёте доставляют бензиновый генератор. Можете себе представить? И таких скважин у «Газпрома» - больше 50 тысяч. А наш компактный двигатель как расширительную машину можно просто-напросто встроить в трубопровод. Поток газа из скважины будет его крутить – и аккумуляторы всегда заряжены.

- Отчего же тогда «Газпром» в разработку ваших опытных образцов деньги не вкладывает?

- «Газпром» опытные конструкторские работы (ОКР) принципиально не финансирует. Потому что много тут таких ходит со своими теориями, а на выходе получается, как с Ё-мобилем. Поэтому «Газпром» пообещал покупать у нас готовые двигатели даже по более высокой цене, чем мы хотели, но!  - только после испытаний.

- Неужели никто не хочет купить ваш двигатель «на корню», чтоб потом не распихивать локтями конкурентов?

Главный конструктор проекта, преподаватель ПсковГУ Юрий Лукьянов. Фото из личного архива Ю.Лукьянова. 

- Покупателей-то у нас хоть отбавляй. Но им всем подавай работоспособный образец – готовую испытанную железяку. Думаю, как только мы продемонстрируем двигатель, который покрутится без остановки хотя бы неделю, у нас отбоя не будет от желающих его приобрести.

И тогда его мигом начнут внедрять где только можно. Ведь более 80 % территории России до сих пор не электрифицировано. Из-за этого на Крайний Север навезли столько бочек с соляркой, что до сих пор не разгрести.

Конечно, у всех современных оленеводов имеются автономные электростанции – либо бензиновые, либо дизельные. Но стоимость добываемой таким способом электроэнергии сумасшедшая, а изнашиваются подобные агрегаты всего за год. Мы же рассчитываем, что моторесурс нашего двигателя составит не менее десяти лет.

Одним словом, у нас идея живая, интересная. Например, сегодня в ПсковГУ болгары приехали наш двигатель смотреть. Промышленники начеку.    

Главный конструктор проекта, преподаватель ПсковГУ Юрий Лукьянов:
Как говорил Генри Форд, сам по себе ум капитала не создаёт. А вот ум, приложенный к деньгам, их приумножает. Когда Форд это понял, то забросил свои чертежи и занялся бизнесом: создал фирму по ремонту автомобилей. И только после того, как заработал начальный капитал, снова принялся проектировать машины. Жаль, что мы не бизнесмены. И ещё жаль, что теперешние бизнесмены не к тому свои капитали прикладывают. Когда в России начали разрабатывать Ё-мобиль, тоже сделали упор на роторно-лопастной двигатель. Но у них ничего не получилось. А мы заранее знали, что не получится. Сама-то идея у них была хорошая. Только механизм преобразования движения в их машине неправильный. Они взяли шестерёнчатый, а нагрузку не перераспределили. Я даже письмо им написал, пытаясь их образумить, да где уж там. «Мазда» вон тоже пробовала выпускать машины с роторно-лопастным двигателем Ванкеля, изобретённым ещё в 1957 году. Он и габаритами меньше обычного, и помощней, но с ним оказалось слишком много мороки. Так что пока мировой экономике ничего не остаётся, как дожидаться, когда мы наскребём денег на испытание своего опытного образца.

В статье использованы материалы с сайте https://delta-t.zapto.org.

Смотрите также: