М.Маринин: «Я не дурак всем улыбаться»

   
   

Нет уважения

- Максим, всевозможные ледовые шоу сегодня пользуются очень большой популярностью. Но говорят, что уровень наших фигуристов начал падать. С чем это связано?

- Это комплексная проблема, которая развивалась не один год. Раньше престиж фигурного катания был невероятно велик. Что смотрели люди по телевизору? Балет, хоккей и фигурное катание. Имя Ирины Родниной в 80-е годы было у всех на слуху. И многие из поколения детей, рождённых в 70-е годы, встали на коньки. А в период с 90-х годов и заканчивая туринской Олимпиадой интереса к спорту не было. Это было время, когда необходимо было просто выживать. И это поколение выпало из спорта.

Да, сейчас есть большой интерес к ледовым шоу, потому что они гораздо зрелищнее, чем само фигурное катание. Раньше про наш вид спорта говорили, что он очень субъективный. Но благодаря этой субъективности, до принятия новой судейской системы, спортсмен мог раскрыть свою индивидуальность. Сейчас индивидуальность пытаются запихнуть в какие-то рамки. С одной стороны, появляется объективность судейства, но с другой - уходит зрелищность этого спорта. Выступления получаются похожими, творчество урезано до минимума, россияне сдают свои ведущие позиции. Поэтому зрители теряют интерес к фигурному катанию.

- Сейчас под российским флагом выступает японка Юко Кавагучи. Неужели среди наших фигуристок не нашлось ни одной талантливой девочки, которая могла бы встать в пару с Александром Смирновым?

- Так сложилось, что нужных девочек у нас действительно нет. С Юкой работать просто. У неё совершенно другое воспитание в плане отношения к педагогу. В нашем молодом поколении отсутствует уважение к человеку, который тебя учит. Отношение совсем другое: раз мы тебе платим, так не требуй от нас того, что мы не желаем делать. Юка же всё впитывает как губка. А любому тренеру, каким бы заслуженным он ни был, всегда приятнее работать с человеком, который тебя слушает. При этом, когда есть творческий взаимообмен, и результаты не заставляют себя ждать. А если ученик ничего не хочет делать, топчется на месте, это и тренеру неинтересно. Если нет ещё и финансового стимула, если ты работаешь за одну зарплату, которая у тренеров не самая высокая, то получается вообще замкнутый круг.

- Когда-то вашу пару - Маринин - Тотьмянина - многие недолюбливали. Говорили, что вы неяркие. Признали только после того, как Татьяна получила на соревновании сильную травму. Скажите честно, вас это сильно задевало?

   
   

- В фигурном катании у большинства пар была какая-то история, либо основанная на реальных событиях, либо вымышленная. Именно они и привлекали внимание зрителей и прессы. У нашей пары такого багажа не было, поэтому на нас не обращали внимания. Я, можно сказать, из кожи вон лез, всеми силами старался, но не знал, что можно сделать, чтобы нас полюбили. Естественно, Танино падение произошло не специально. Возможно, это случилось даже от отчаяния. Из-за того, что нас недооценивали. Конечно, тот случай привлёк внимание к нашей паре, о нас заговорили… но никто не поймёт, чего нам это признание стоило.

«Я сильный!»

- Получается, что в спорте тоже любят тех, кого хорошо пиарят?

- Да, это довольно частое явление. Я считаю себя сильным человеком, а сильных не очень-то любят. Если у кого-то есть определённые недостатки, слабости, то такой человек вызывает симпатию, потому что он, как говорится, ближе к народу. Поэтому среди известных спортсменов, которых можно было бы назвать сильными людьми, мало счастливых. Они в большинстве своём одиноки, потому что скрывают свои беды и недостатки. Я, например, не могу подойти к незнакомому человеку, хлопнуть его по плечу и сказать: «Пойдём выпьем, поговорим». Из-за этого многие думают, что Маринин суровый, необщительный. Меня часто спрашивают: «А почему ты такой серьёзный? У тебя что-то случилось? Почему ты не улыбаешься?» А что я - дурак, чтобы ходить и всем улыбаться?!

- После того как Татьяна Тотьмянина попала в больницу, вы даже обратились к психологу, которая, как говорят, помогла вам создать семью?

- В то время как раз случилось это несчастье с Таней, и я даже подумывал уходить из фигурного катания. И вот тогда у меня появился психолог. Она мне очень помогла и как-то «между делом» рассказала, что является большой поклонницей балета и что в театре Станиславского есть девушка - балерина, которая мне должна понравиться. Сказала: «Я тебя познакомлю, а дальше уж сам решай, хочешь - женись, хочешь - дружи». И вот так получилось, что мы поженились, у нас уже растёт ребёнок. Я хочу воспитать из него хорошего человека, а сам думаю пойти в тренеры.

Наблюдаю умирание нашего вида спорта, и от этого горько на душе. Когда я только начинал заниматься фигурным катанием, у меня было потрясающее ощущение, что моя страна - самая сильная в мире. Было стремление встать на ступеньку пьедестала рядом с нашими великими спортсменами. Сейчас это всё уходит. Да, наша жизнь становится комфортнее, приятнее, но в то же время мы очень многое теряем. Я хочу попытаться вернуть это ощущение величия, гордости хотя бы одному маленькому спортсмену.

ДОСЬЕ

Максим Маринин, родился в 1977 г. в Волгограде. Фигурным катанием начал заниматься в 4 года. В паре с Татьяной Тотьмяниной завоевал олимпийское «золото» на Олимпиаде в Турине (вместе выступали с 1999 г.). Сейчас участвует в ледовых шоу.

Выступление Максима и Татьяны Тотьмяниной в Турине

Выступление Максима и актрисы Олеси Железняк

Смотрите также: