Из кочегарки в театр и обратно. Будни режиссёра

   
   

Давайте попробуем

Например, недавно снова стал лауреатом областного фестиваля любительских театров и фольклорных программ «Затея сельской остроты». А началось всё… с закрытия его предшественника – Опочецкого народного театра.

Это произошло в 1992 году, когда кто-то формировал свой первоначальный капитал, а кому-то порой не хватало на буханку хлеба. Вот и народному театру обрезали финансирование под полный ноль.

«Коллектив распался, а его бывший режиссёр Юрий Александрович Иванов – выпускник Щукинского училища, между прочим – устроился на работу в мастерскую по изготовлению памятников, где я тогда трудился гравёром по камню, - вспоминает Сергей Спиридонов, режиссёр «М`Арта». – Познакомились, подружились, и так я увлёкся его рассказами о театре, об искусстве, что стал к нему приставать: мол, а давайте попробуем что-нибудь поставить».

Для начала выбрали простенькую пьесу в двух актах. Премьеру готовили собственноручно: сами мастерили декорации, по ходу дела выкупили за копейки старенькие софиты. Участвовала и жена Юрия Александровича - во время спектакля она отвечала за свет и звук.

Позже на работу всё в ту же ритуальную мастерскую – и тоже по причине надоевшего хронического безденежья – пришёл профессиональный художник Иван Герасимов. Конечно, вскоре он также стал полноправным участником зарождавшегося творческого коллектива.

Продолжить путь

Первое выступление состоялось в марте 1995 года, в День театра. Оно прошло в актовом зале предприятия, филиалом которого была мастерская. В 2006 году, когда у театра сформировался и коллектив самодеятельных артистов, и некоторый репертуар, местные власти предложили ему переехать в здание районного ДК. И даже изыскали возможность поддерживать своих жрецов Мельпомены материально – например, выделять транспорт для поездок и платить режиссёру зарплату.

   
   

Впрочем, зарплата та невелика. Поэтому Сергей Спиридонов в свободное от репетиций и спектаклей время подрабатывает кочегаром в местной котельной. Говорит, очень удобный график – сутки через трое. А вообще среди самодеятельных опочецких артистов представители самых разных профессий – есть продавец, предприниматель, воспитатель, бухгалтер, врач и даже судья.

Кстати, наш собеседник – не только режиссёр, но и сценарист. Признаётся, что давно хотел поставить что-нибудь на военную тему, и потому сам написал пьесу «Войнушка» по мотивам одноименного произведения Руслана Мельникова.

Сюжет прост – мальчик бредит игрой в войну, но мама и бабушка рассказывают ему об её ужасах. А ночью во сне юный герой оказывается в центре боевых действий и видит весь этот кошмар словно наяву.

«Почему я выбрал эту тему? – переспрашивает Спиридонов. – Невозможно запретить детям играть в войнушку. Но нужно объяснять, что такое война на самом деле, какие чудовищные страдания она приносит, как это жутко и страшно. Чтобы в итоге ребёнок вслед за героем нашего спектакля сказал: мама, я больше не буду играть в войну».

А на вопрос, какой он видит свою дальнейшую творческую карьеру, режиссёр отвечает:

«Хочу, чтобы кто-то из актёров со временем продолжил мой путь, чтобы наш театр продолжал жить и развиваться. А каких-то особых амбиций лично у меня нет. Приятно, конечно, когда зрителю нравится то, что мы делаем. Но и только».

Смотрите также: