Несколько вечеров не смолкали овации в большом зале госфилармонии. Свое 20-летие любимый многими петрозаводчанами (и не только) театр «Творческая мастерская» отмечал шумно, весело, но неоднозначно, умудрившись превратить юбилейный капустник в самое обсуждаемое в карельской столице культурное событие начала зимы. Одни зрители сочли это наполненное пародиями и аллюзиями театрально-кинематографическое творение, в котором действие разворачивалось попеременно на сцене и на экране, очередной блестящей работой «ТМ». Другие решили, что на сей раз вкус несколько подвел юбиляров: шутки не всегда были остроумны и уместны, а само выступление вышло затянутым. Как бы там ни было, равнодушных, кажется не осталось; театр невольно в очередной раз доказал, что у него – свое, особое место в культурной жизни города и республики.
По завершении торжеств мы встретились с директором театра Александром ПОБЕРЕЖНЫМ-БЕРЕГОВСКИМ и, обсудив юбилей, перешли к вещам более серьезным.
Лучший подарок
- Александр Лазаревич, вы-то сами как оцениваете: достойно отметили юбилей?
- К тому, что получилось, отношусь трезво. Это не было чем-то гениальным, но, на мой взгляд, юбилей прошел достойно, и формат мы выбрали правильно, получилось такое теплое торжество. Да и атмосфера была замечательная.
- Каким подаркам к 20-летию больше всего обрадовались? Может, Министерство культуры пообещало средства выделить на долгожданный ремонт?
- Очень обрадовались видеокамере и рабочему инструменту. Нашему режиссеру Андрею Тупикову дали заслуженного артиста РК – для меня это важно, он давно это звание заслужил. А что касается реконструкции, то я третий год планомерно веду эту работу, и не зависимо от нашего юбилея, удалось ее наконец «пробить». В 2009 году предполагается финансирование проектно-сметной документации (на это уйдет примерно год), после чего министерство должно договориться насчет выделения федеральных средств, которые вместе со средствами из республиканского бюджета и будут вложены в реконструкцию. Планируем, что работы начнутся в 2010-11 годах. И если все получится, это, конечно, станет лучшим подарком.
- Что изменится после ремонта?
- Пока нет проекта, сложно сказать наверняка. Но самая главная задача – это пристройка полноценной большой сцены для театра. В идеале мы, конечно, хотели бы иметь и третью сцену – некую экспериментальную площадку для самостоятельных актерских работ и непрограммных, подчас спорных, но, тем не менее, достойных реализации и полезных для развития коллектива идей.
Не стыдно!
- Заявленная в этом сезоне премьера «Гранатового браслета» А.Куприна так и не состоялась. Почему?
- Мы сняли не только его, но и «Королеву красоты» М.Мак-Донаха. Два режиссера пытались работать с этим материалом, но, на мой взгляд, не вышло так, как хотелось. Что касается «Гранатового браслета», то мы почти дошли до конца, но в итоге тоже поняли: не получается. И мне не стыдно говорить о том, что премьеры не состоялись. Я не считаю это какой-то из ряда вон выходящей ситуацией. По-моему, ненормально как раз другое: когда театр работает, как конвейер, как фабрика – ради кассы. Да, у нас не такой большой репертуар, как хотелось бы, но мне кажется, что качество важнее количества. Нельзя опускать профессиональную планку.
- Но вы ведь от этих спектаклей не отказались?
- Конечно нет. По «Королеве красоты» у нас есть договоренность с сильным, опытным режиссером, лауреатом государственных премий и «Золотой маски». Пока не буду называть его имени, но надеюсь, что в ближайшее время мы приступим к работе. С «Гранатовым браслетом» похожая ситуация. Замыслом загорелся один очень известный режиссер, который совсем скоро приедет знакомиться с труппой.
- Актеры относятся к происходящему с пониманием?
- По-разному. Но актеры всегда нацелены на победу, и если – дай бог – на этот раз все случится, то в конечном итоге они будут довольны.
- Что еще в планах?
- «Дульсинея Тобосская», причем давно. Но пока мы даже подступиться к ней не можем, потому что театр занят. Есть задумка поставить спектакль-бал «Золушка» и играть его в зале Дворянского собрания в Краеведческом музее. Меня безумно захватила идея сделать такую своеобразную культурную акцию; и уже есть режиссер, который попросил «застолбить» этот оригинальный проект за ним. Задумок много. Есть ли сложности при выборе материала? Конечно есть. Приходится учитывать возможности труппы, а она сегодня разбалансирована. Женщин больше, чем мужчин. Имеется возрастной провал: следом за старшим поколением идут уже довольно молодые артисты - нет мощной группы актеров среднего возраста. Да и не всякая пьеса соответствует духу, потребностям театра. Не всегда легко найти материал, который позволил бы толкнуть театр вперед, на новый виток развития. Каждый раз ведь хочется не просто спектакль поставить, а вместе с режиссером, актерами и зрителями открытие совершить. Ну, или хотя бы просто держать уровень.
- Какой хотели бы видеть «Творческую мастерскую» еще через 20 лет?
- Хотел бы просто ее видеть. Театру ведь обычно отводят совсем маленький срок, 10 – 12 лет: стены стоят, название остается, а активно живет-то он, как правило, одно поколение. Чтобы на хорошем уровне продержаться еще столько же, нужно искать новые формы разговора со зрителем, самим развиваться. Поэтому, что будет через 20 лет, я, конечно, не знаю, но очень желаю, чтобы технические условия изменились, а театр сохранил свой облик, уровень и главное – остался любим зрителями.
Досье
Александр Лазаревич Побережный-Береговский – директор театра «Творческая мастерская» с 2006 года. Увлекался театром с юношеских лет. Активно участвовал в деятельности студенческого театра, которым руководил ученик Г.Товстоногова Александр Иешин. В 1990 году поставил на сцене «ТМ» совместно с Александром Мустоненом спектакль «Остановите самолет, я слезу» по произведениям Эфраима Севелы. Спектакль игрался в фойе Национального театра и снискал успех у публики.