И травинка, и лесок… Чисто там, где за грязь наказывают?

Статья для карьеров

Мы попросили псковского межрайонного природоохранного прокурора Сергея Самолётова подробнее рассказать о работе этого ведомства.

   
   

Анна Снурина, PSKOV.AIF:- Сергей Николаевич, для начала напомним нашим читателям, какие именно природные объекты - в зоне вашего внимания. Это поля, леса, реки, озера, городские парки?

Фото: АиФ

- Это всё, что связано с растительным и животным миром, природой и экологией в целом. С каждым годом мы выявляем всё больше нарушений в этой сфере. Например, в прошлом году по сравнению с предыдущим годом их количество выросло с 575 до 723. Но, конечно, главное для нас, чтобы эти нарушения были не просто выявлены, а и устранены. Здесь у нас есть определённые успехи. Так, к концу года было устранено 73% от числа рассмотренных документов прокурорского реагирования, что на 13% больше, чем в предыдущем году. Это неплохо, но хотелось бы лучших результатов.

- Есть ли проблемы борьбы с преступлениями в сфере экологии в районах?

- За те полгода, что занимаю эту должность, я побывал во многих районах нашей области, и у меня возникло много критических замечаний к работе органов дознания, следствия в том, что касается экологических преступлений. Будем с этим бороться. Тем более что руководство регионального УМВД понимает важность этой проблемы. Думаю, что в скором времени увидим и применение тех статей Уголовного кодекса, которые ранее были в Псковской области «не рабочими».

- Например?

- Например, статья о нарушении правил использования природных недр. У нас есть информация о карьерах, на которых незаконно добывают песок. Сейчас по этим фактам идут проверочные мероприятия в целях привлечения виновных к ответственности.

   
   

- Чуть больше года назад наконец-то случилось то, чего прокуратура добивалась более 10 лет – в Пскове закрыли старую, давно выработавшую свой ресурс городскую свалку. Тем не менее, как я слышала, ваше ведомство не полностью удовлетворено этим фактом. С чем это связано?

- Сразу после закрытия свалки муниципальные власти должны были начать работы по её рекультивации (то, есть, восстановлению этого земельного участка), чего не произошло. В целях устранения этих нарушений мы направили в городской суд исковое заявление. В конце октября суд вынес решение об удовлетворении наших требований. На прошлой неделе на совместном совещании в администрации Пскова прозвучала информация, что уже выделены деньги на разработку этого проекта. Кроме того, областному комитету по ЖКХ удалось добиться, чтобы средства на рекультивацию старой псковской свалки были выделены по федеральной программе.

Вывезти и забыть

- Ещё одна серьёзная экологическая проблема – устаревшие пестициды. Но её до сих пор не удаётся решить. Как известно, на бывших военных складах в Палкинском районе хранится более 600 тонн просроченных агрохимикатов. Ещё серьёзнее ситуация в Стругокрасненском районе близ деревни Корсаково, где несколько десятилетий назад немалое их количество закопали в металлических ёмкостях прямо в лесу. В региональном бюджете нет денег, чтобы оплатить вывоз и утилизацию этих пестицидов. Но и в соответствующую федеральную программу Псковской области всё никак не удаётся попасть. Что скажете по этому поводу?

- Недавно мы выезжали в Палкинский и Себежский районы. Условия хранения пестицидов на территории Палкинского района соответствуют требованиям природоохранного законодательства. А при обследовании складов в Себежском районе выявлены нарушения условий хранения устаревших пестицидов. По результатам проверки в адрес руководителей хозяйствующих субъектов, которым принадлежат склады, внесены представления. Провести проверку на месте захоронения ядохимикатов в Корсаково пока невозможно из-за погодных условий. Планируем это сделать, когда полностью растает снег. Ну а потом будем настойчиво ставить вопрос перед органами власти. Думаю, что в итоге эту серьезную проблему получится решить.

- Недавно вы обратились в суд с иском к муниципальным властям Пскова по поводу городских лесов. В чём там суть?

- Речь идёт о лесных массивах на территории областного центра общей площадью более 900 га. Дело в том, что ещё в 2002 году Лесхоз в соответствии с законом передал их муниципалитету, но до сих пор городские власти так и не поставили эти леса на учёт. В прошлом году мы потребовали через суд обязать администрацию города обеспечить проведение лесоустройства и постановку на кадастровый учет городских лесов.

- Не один год тянется в Пскове и история с бесхозной свалкой ртутьсодержащих отходов на окраине города – люминесцентных ламп, градусников и т.п. Полтора года назад суд удовлетворил иск вашего ведомства и обязал муниципальные власти ликвидировать эту опасную «коллекцию» к августу 2018 года. Это произошло?

- Да, но лишь частично. Большую часть они вывезли за пределы региона для дальнейшей утилизации. Вопрос об окончательном устранении нарушений - на контроле природоохранной прокуратуры.

Из унитаза – в реку?

- И снова вопрос о Пскове. На днях областное телевидение показало сюжет о канализационных стоках, которые стараниями неизвестных негодяев загрязняют реку Великую. Причём это происходит прямо в центре города! Вы уже предпринимаете меры в связи с этим?

- Да, мы уже начали проверку и, в частности, сразу направили в Управление городского хозяйства запрос о принадлежности этих труб. А вообще в областном центре давно назрела комплексная проверка исполнения всего природоохранного законодательства, да и не только, и мы собираемся её инициировать.

- Что вы имеете в виду?

Всё, что касается подобных несанкционированных канализационных сливов, состояния водостоков, ливневой канализации, парков и скверов. Чтобы понять, например, почему в городе во время оттепели и после дождей на дорогах и тротуарах стоит и никуда не уходит вода? Каково в действительности качество питьевой воды, которая поступает в дома горожан?

- Не слишком ли масштабная задача для одного ведомства?

- Будем привлекать коллег и из других контролирующих органов. Но вообще вы правы. У нас принято считать, что прокуратура в ответе за всё. Если кто-то плохо выполняет свои обязанности, то первый вопрос – куда смотрит прокуратура? Но ведь все должны делать на своих местах то, за что получают деньги. Возьмём неубранный в Пскове снег. Кто его должен убирать? Подрядчики. Кто должен контролировать их работу? Управление городского хозяйства. Кто должен контролировать работу самого УГХ? Администрация города и депутаты Гордумы. Но о том, насколько эффективно это происходит, вы, как житель областного центра, наверняка знаете не хуже меня.

- До того, как стать природоохранным прокурором, вы возглавляли Островскую межрайонную прокуратуру. Сильно изменился круг обязанностей?

- В Острове было проще. Хотя бы потому, что задач было меньше, и при этом они были более конкретными – борьба с грабежами, разбоями, ОПГ, надзор за деятельностью правоохранительных органов. А здесь, в экологической сфере, огромнейший пласт разнообразной работы, проводимой на всей территории Псковской области, в том числе и в самых отдалённых районах.

- Но ведь и на прежней работе вам доводилось соприкасаться с проблемами экологии. Насколько помню, года три назад в Островском районе едва не разразилась экологическая катастрофа: на площади около 2 тыс. кв. м были захоронены биоотходы – помёт и гниющие куриные тушки - с закрывшейся к тому времени птицефабрики. Чем закончилась та история?

- Собственники участка выполнили предписание контролирующих органов.

Досье
Сергей Самолётов. Родился в 1974 году в Донецке УССР. Окончил дновское ПТУ по специальности «помощник машиниста тепловоза» и Санкт-Петербургский университет УВД России по специальности «юриспруденция». С 1994 года работал в правоохранительных органах, с 2002 года – в органах прокуратуры. С августа 2018 года занимает должность псковского межрайонного природоохранного прокурора.

Смотрите также: