Под этим подразумеваются не только побои. Гораздо чаще насильники используют методы психологического и экономического давления на жертву. Женщины годами живут в страхе и унижении. И не потому что им это нравится.
Выход - из окна?
Как показывает практика, государство пока не готово быстро и эффективно защитить женщину и ребёнка от агрессора. Об этом открыто говорили на семинаре, который провели Кризисный центр для женщин и АНО «Мужчины 21 века» (Санкт-Петербург) для представителей структур, так или иначе причастных к случаям насилия в семье (полиция, мировые судьи, воспитатели, органы опеки и соцзащиты).
Вместо традиционных обсуждений за круглым столом организаторы предложили участникам разыграть ситуацию, прототипом которой послужила ситуация из жизни. Жила-была семья. Елена, Александр и сын Иван. Чем дольше жили, тем больше претензий высказывал муж жене. Потом ударил… Унижения и насилие длились месяцами. Обращения в милицию ни к чему не приводили. Это и стало отправной точкой для моделирования ситуации.
В ходе ролевой игры появлялись всё новые персонажи. Врач, снявший побои, друг мужа, адвокат… В каждую инстанцию женщина должна была обращаться сама. Помимо этого - работать, искать какое-то временное жильё, содержать себя и ребёнка. В итоге участники игры дошли до ситуации, когда жена подаёт на мужа в суд и, несмотря на давление со стороны адвокатов, не соглашается «понять и простить».
«У нас получилась очень сильная женщина, знающая свои права», - резюмировала Наталья Ходырева, директор Кризисного центра для женщин. В реальности всё оказалось трагичнее: в прошлом году Елена выбросилась из окна вместе с ребёнком…
Ждём закон
Попытки продвинуть в Государственной Думе законопроект, защищающий женщин и детей от семейного насилия, были ещё в 1996 году. До сих пор они остаются попытками. «В настоящее время никто не может быстро защитить женщину», - констатирует Наталья Ходырева. По мнению правозащитников, обсуждаемый в настоящее время федеральный закон «О социально-правовой защите от насилия в семье» должен включать следующие позиции:
- внедрение охранных ордеров - ограничительных предписаний, выдаваемых лицу, совершившему насилие в семье. Если мужчине выдали такой ордер, то он не имеет права приближаться к пострадавшим до вынесения приговора суда. Кроме того, именно агрессор должен покинуть место, где проживает семья.
- справедливое наказание,
- профилактика вторичного насилия в обязательном порядке,
- ответственность за выполнение закона должна распространяться на все субъекты права (полиция, мировые судьи, органы соцзащиты и опеки).
Пока же правительство со скрипом рассматривает будущий закон «О насилии», возникает резонный вопрос: куда сейчас обращаться псковским женщинам? Ответ один: в Независимый социальный женский центр. Раньше, помимо психологических и правовых консультаций, эта организация предоставляла и убежище для женщин, оказавшихся в критической ситуации. «К сожалению, сейчас мы не получаем никакого финансирования из области. Учреждение считается «нерентабельным»: за два года мы приняли 11 человек», - рассказывает Наталья Васильева, руководитель Центра.
Смотрите также:
- Суров закон к ветерану.... Норма выше справедливости →
- Где "опоре" найти опору? →
- «Семь дней тишины…» →