За четыре месяца проекта в нём приняли участие 14 преподавателей из лицеев, гимназий и школ Мурманской области. О том, кто такой «народный учитель», и чем живёт нынешняя молодёжь, нам рассказал победитель конкурса Вячеслав Железняк, учитель информатики общеобразовательной школы №43 Мурманска.
Вячеслав Железняк работает учителем с 2002 года, ему 29 лет, но за плечами уже не одна победа. О своих наградах преподаватель распространяется с неохотой, скромничает. Зато о любимых учениках и школе рассказывает охотно и с изрядной долей юмора. В этом он весь - весёлый, подвижный, творческий, но когда надо - строгий и принципиальный.
Учитель как стиль жизни
- Как вы попали на конкурс «Народный учитель»? Ожидали ли победы?
- Однажды мне позвонили и предложили принять участие. Сняли сюжет, и началось голосование, от меня уже ничего не зависело. Конечно, победить было приятно.
- Так кто такой всё-таки народный учитель?
- Сложно сформулировать ответ на этот вопрос. Каждый учитель особенный и любим по-своему. Быть учителем - это особый стиль жизни, который накладывает свои ограничения, тем более что речь идёт о людях, за которых несёшь ответственность. Если ты работаешь учителем и мечтаешь закончить свою профессиональную карьеру именно им, то, наверно, ты действительно народный учитель.
- Это ваш первый конкурс?
- Конечно, нет. Всё началось с конкурса «Учитель города-2005». Там я принял участие совместно с учителем музыки из нашей школы. Проходили мы в категории «молодые учителя со стажем до 5-ти лет включительно». Для меня на тот момент это было нечто невероятное, правда, изначально я не знал, что нас разделят на категории. Поэтому мне казалось, что я не достоин участвовать в конкурсе, ведь в нём также принимали участие и педагоги с 20-летним стажем. Думал тогда: «как я могу даже рядом с ними стоять, а тем более соревноваться?» Далее нас выдвинули на областной конкурс, и пошло-поехало. Конечно, есть награды, дипломы, есть, например, премия мэра в области образования, но я обычно не говорю об этих вещах даже родителям. Для меня это всё уже пройденный этап. Даже наличие Президентского гранта я особо не афишировал. Как только конкурс пройдёт, я о нём даже не вспоминаю и победами своими не горжусь.
- Почему вы выбрали именно эту профессию?
- Изначально я не ставил цель быть учителем, да и, вообще, не представляю, как можно определиться в 11 классе, ответить на вопрос: «Кем я хочу быть». Знаю, что точно никогда не хотел быть космонавтом, на Луну-то лететь слишком долго.
Я точно знал, что моя будущая работа должна быть связана с людьми, чтобы было живое общение, а не один на один с компьютером. Передо мной стоял выбор: либо высшая мореходка, либо пединститут. В море я ходить не хочу - люблю сушу, поэтому выбор упал на Педагогический институт.
Боялся ляпнуть лишнее
- Помните свой первый урок?
- Если я не ошибаюсь, это был 10 «А» класс, группа состояла из одних девчонок. Робости я не испытывал, мне хватило её на практике, вот тогда ноги тряслись. На первом же уроке было лишь желание не ошибиться в теории. Первый год я к одному уроку готовился по нескольку дней. Писал конспекты, использовал маркеры, разные ручки. Конечно, боялся ляпнуть что-нибудь лишнее или, не дай бог, сделать орфографическую ошибку на доске. Но, вообще, сложностей в общении с учениками никогда не испытывал. Уверен, потому что ученики хорошие.
- Тяжело молодому преподавателю справиться со старшеклассниками?
- Всё зависит от того, как себя поставишь. Должны быть определённые принципы. Мои ученики хорошо знают, что я чётко разделяю такие понятия, как учёба и личные отношения. Если у меня ученик участвует в различных конкурсах, но контрольную работу пишет на «два», то эту оценку он и получит, причём нытьё: «ну, поставьте четыре или три», не поможет. Ученик должен понимать, что для более высокой оценки, ему нужно постараться. Но и учитель при этом должен помогать.
- Скоро последний звонок. Каково это, каждый год прощаться с теми, кого «вели» чуть ли не с первого класса?
- Из года в год мне задают вопрос: «вы будете по мне скучать»? С одной стороны, конечно, жалко, что дети уходят из школы, но с другой стороны, я очень рад, что в своём большинстве выпускники серьёзно подходят к будущему. Они намного взрослее, чем был, к примеру, я в их возрасте. У многих есть чёткая позиция, цель в жизни, и они делают много, чтобы достигнуть этой цели. Я знаю, на следующий год у меня будет новый выпуск. Мне также будет грустно с ними расставаться, но я буду рад за все их успехи. И к тому же, мы всё равно с ними не прощаемся.
«Злобные зрители» оценили
- Помимо работы в школе, чем ещё вы занимаетесь?
- Последние три года меня увлекает создание видео-проектов. Мы выигрывали фестиваль «Трасса», занимали места во всероссийских конкурсах, даже попали в «12 злобных зрителей на MTV». Не могу сказать, что я полностью увлечён только съёмкой, а образование идёт как по накатанной. Я также продолжаю получать удовольствие от уроков, внеклассного общения с учениками.
- Какое именно направление вас интересует в видеоискусстве?
- Больше всего интересна операторская работа. Меня привлекает возможность что-то обычное и банальное показать оригинально. Этим вещам нужно учиться, пока получается делать что-то хорошо наугад, интуитивно. В моих работах много белых пятен, ведь всё, что я делаю - любительский уровень, несмотря на старание приблизить его к профессиональному. Душа хочет творчества.
- Свои работы вы делаете один?
- В моей школе существует кино-клуб «Школьные истории», который появился несколько лет назад после того, как мы с учениками и единомышленниками сделали клип к последнему звонку. Всем этот опыт очень понравился, и сейчас мы снимаем разные короткометражки: весёлые, серьёзные, проблемные.
Смотрите также:
- Призвание учить. Почему сеять «разумное, доброе, вечное» стало сложнее? →
- Жизнь - особенный предмет... Педагогический дебют Ольги Котовой →
- Классный учитель! →