Дома без статуса: Два решения одной проблемы

   
   

Часть горожан настаивает на придании им статуса памятника истории. Оппоненты возражают, что такие действия могут привести лишь к окончательной потере зданий: у государства нет средств на реконструкцию даже тех памятников, что уже находятся под его опекой. Компромиссный вариант – строительство нового объекта с частичным сохранением нынешних фасадов – сейчас разрабатывает архитектор Евгений Фролов, который выступал автором и предыдущего проекта реконструкции.

Незавершённая улица

С чего всё начиналось и как, по мнению Фролова,  можно достигнуть компромисса между стремлением города к развитию и желаниями горожан, «АиФ-Карелия» узнали у самого архитектора. Евгений Фролов, кстати говоря, немного удивлён республиканскими СМИ, которые хотя и интересовались его мнением, но ни разу не изложили его позицию в полном объёме. Наша газета активно поддержала горожан, вышедших с протестом на улицы города, однако посчитала необходимым дать слово и автору проекта:

- Ещё в 1984-м году тогдашним Генпланом был предусмотрен снос деревянных зданий напротив гостиницы «Северная». С архитектурной точки зрения это абсолютно верное решение, которое позволило бы «завершить» улицу Энгельса высотным зданием. В 90-е годы, когда формировались новые принципы застройки города, старшее поколение городских архитекторов даже не включило эти дома в ценную застройку. Надо отметить, что изначально эти дома представляли собой бревенчатые конструкции, которые только позже были обиты досками и выкрашены в цвет соседнего здания. Поэтому когда появился инвестор и предложил мне взяться за проект реконструкции, я согласился, так как предварительно уже прорабатывал это место, проектируя жилой квартал. По разработанному проекту предполагалось выстроить в центре города современное здание, а облик всего квартала «решить» в едином стиле, в рамках 5-этажной застройки, что не противоречит сложившемуся историческому облику проспекта Ленина. Однако, как вы знаете, этот проект, который прошёл согласования, неожиданно оказался в центре внимания после того, как некоторые архитекторы выступили с идеей сохранения деревянных зданий. Остаётся только гадать, почему ранее, начиная с 84-го года, они никогда с этой идеей не выступали.

Определиться со статусом

- Как бы то ни было, но горожане высказали своё мнение, настояв на том, чтобы эти здания так или иначе, но были сохранены. Сейчас обсуждается некий компромиссный вариант – строительство нового здания, но с частичным сохранением фасадов. Собственно, вы этот вариант и разрабатываете. Что понимается в данном случае под частичным сохранением?

- Я разработал вариант такого частичного сохранения, но говорить про него как про рабочий пока не приходится. Сначала необходимо определиться с самим статусом этих зданий. В зависимости от статуса станет ясно, что мы можем, а что – не можем сделать. Возможно, мы должны будем сохранить конструкции, возможно, речь будет идти о сохранении внешнего вида фасадов.

- Есть мнение, что в городе на данный момент просто-напросто отсутствует видение того, каким должен быть проспект Ленина в целом…

   
   

- Не согласен. Фактически, проспект Ленина уже сложился. Остались только 2 места под застройку: квартал чуть ниже шашлычной «Кавказ», где должно появиться некое здание с административными функциями, и вот это место, где так и не решена главная градостроительная задача – завершение улицы Энгельса.

- И всё-таки трудно не считаться с мнениями горожан, которые активно протестуют против сноса зданий…

- Я объясняю эти настроения просто – силой привычки. У нас же как происходит? Всю жизнь жили, перед глазами был пустырь, и вдруг, когда там решат построить здание, начинаются протесты против нового строительства. Это вполне объяснимо по-человечески, но давайте вспомним мировой опыт: в том же Париже рядом со зданиями 17-18-го веков стоят вкрапления современной архитектуры, и никого это не смущает. Кстати, я бы отметил, что в публикациях и телесюжетах, посвящённых данной проблеме, время от времени показывают бывшее здание «Кареллеса», памятник стиля финского модерна. Но это не так, и его никто трогать не собирается.

Смотрите также: