Санкт-Петербург и Псков спонтанно интегрируются друг в друга, уверены в псковском «Институте регионального развития»

   
   

На семинаре были представлены две презентации. Первым выступил кандидат социологических наук, руководитель Центра социологических исследований, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии СПбГУ Николай Соколов. Он рассказал о результатах исследования, которое называлось «Санкт-Петербург как донор туристского трафика: оценка объёмов регионального рынка». Вторым слово взял первый заместитель директора ГУ "Институт регионального развития" Сергей Дамберг. Он выступил с докладом «Санкт-Петербург – Псков: логика организации туристского потока».

В 2007 году было проведено похожее исследование по оценке турпотока в Псковскую область. Согласно ему, 42 % всех туристов приезжают в область из Санкт-Петербурга. Вот почему для псковской туриндустрии так важно качественно и количественно оценить этот поток приезжих.

Николай Соколов рассказал о том, как было проведено исследование. Были взяты следующие направления туристических потоков из Петербурга. Прежде всего, 5 российских регионов: Вологда, Тверь, Новгород Великий, Псков; затем два иностранных региона, граничащих с Ленобластью: Финляндия и Эстония; а также, ради интереса, Швеция и Латвия. Методом исследования являлся телефонный опрос. Единицей наблюдения – домохозяйство. Респондента расспрашивали не про личные поездки, а про поездки членов семьи старше 14 лет. Выборка составила более 2000 человек.

Исследование показало, что за 2008 год общее число поездок, совершенное туристами из Санкт-Петербурга в Псковскую область, превышает 1,5 млн. Но нужно понимать, что кто-то ездит в Псковскую область каждый выходные, а кто-то не делает этого вовсе: 32% опрошенных вообще никуда не выезжали в прошлом году.

В среднем на одного жителя Санкт-Петербурга приходится 2,62 поездки за пределы Ленобласти в год. Общее число поездок, которое совершают горожане, составляет 10,5 млн. туров. В среднем, на каждого жителя Санкт-Петербурга старше 14 лет (детские поездки остались за рамками исследования) в 2008 г. пришлось 0,44 поездки в Псковскую область. Всего это 1 760 000 визитов (считается приезд каждого человека, то есть если двое людей приехали вместе – это два визита). На втором месте Финляндия – 0,38 поездки, 1 520 000 визитов.

Учитывая, что приезжие из Петербурга дают нам «только» 40% туристического потока, получается, что Псковская область принимает за год 4 400 000 визитов. Социологи сами признают, что цифры их удивили.

   
   

Но также ученые пришли к неутешительным выводам: по данным исследования Бюро социальных технологий за 2007 год, в среднем в Пскове турист готов оставить 2000 рублей, но 73% приезжих не тратят все деньги, которые они планировали оставить в городе. Получается, что «лакомый пирожок», под которым подразумеваются деньги туриста, проплывают мимо области. А если бы город был богаче сувенирами, увлекательными экскурсиями, хорошим сервисом и магазинами, то туристы могли бы за год оставить в Пскове 8,8 млрд. рублей. Для сравнения – бюджет города в 2009 году составляет 2,2 млрд. руб.

Данные о целях поездки ещё не до конца обработаны, но можно сказать следующее: очевидно, что люди совмещают приятное с полезным. То есть, посещая область, человек одновременно может и приехать по командировке, и поохотиться. Или навестить родственников и отдохнуть. Выявление этих кластеров находится в разработке. Самыми популярными ответами на вопрос о цели приезда в Псковскую область были: «просто погулять» - 71%, экотуризм («в лес за грибами-ягодами») 60,8 %, «навестить родственников/друзей» – 57,4%, «на дачу под Псковом» – 41%.

«По моим ощущениям, наш разговор изначально был не о туризме», - считает первый заместитель директора ГУ "Институт регионального развития" Сергей Дамберг. И его мнение заслуживает обширного цитирования: «Приведу вам пример других городов – Луга и Новгород. У каждого из трех городов – Псков, Новгород и Луга – есть своя стратегия относительно соседа-мегаполиса. Самая простая, четкая реакция на трафик есть в Луге. Это не просто стратегия – она уже воплощается в асфальте, песке и так далее. В Луге строят объездную дорогу, через несколько месяцев уже достроят. И город Луга исчезнет из потока – потока массового, богатого и растущего. Не знаю, вправе ли мы говорить о том, что это решение жителей или мэрии, или еще кого-то, мы не изучали этот вопрос, это не важно. Нам важно то, что есть город Луга, который не смог и не пытался воспользоваться тем единственным ресурсом, который мог этот «прекрасный» город привести в божеский вид. Они опускают шлагбаум. И, в общем-то, в следующем году упоминаний уже об этом городе станет резко меньше – скоро это будет этакая редкость, для знатоков: «А есть еще Луга».

В Новгороде иная ситуация. Там в силу разных обстоятельств, отчасти случайных, отчасти – закономерных, действительно существует своя локальная туриндустрия. Это профессиональный подход. Развивается именно отрасль со своими канонами, упорядоченным финансированием и прочим. Если говорить о смысле поездок, в Новгород едут, в основном, именно туристы. Если город развивается как туристический центр, абсолютно не важно, откуда приезжают люди. Нет разницы – немцы, итальянцы, москвичи – это «кошельки».

В Пскове происходит совершенно другая история. Мы видим огромный трафик из Санкт-Петербурга в Псков и обратно – из Пскова в Санкт-Петербург. Для чего люди едут? – вопрос изначально тупиковый. Кто-то едет зарабатывать, кто-то – по магазинам, кто-то – в рестораны, кто-то – на день рождения к другу. Люди едут «для всего». Не потому что у них тут родственники. А потому что два города совершенно очевидно притягиваются друг к другу. Конечно, весовые категории различны и совершенно ясно, куда тут направлена гравитация, но факт тот, что это не туризм, а интеграция. И соответственно, нам здесь надо говорить не просто о развитии отрасли, а об осознанной стратегии развития города, а с ним и региона – об ориентации на Санкт-Петербург. И тут роль туриндустрии уже совершенно иная.

В любом случае, в Пскове есть проблема Петербурга: что это за постоянный, интенсивный, взаимный поток, который выглядит как экспансия большого города? На самом деле, я бы сказал, что это не экспансия, а диффузия. Это взаимное диффузное проникновение, которое не имеет никаких рельсов, никаких рамок – тут намешано все на свете. Любопытная вещь – в этом потоке визитеров нет структуры. Много дачников. Но как только мы начнем выделять этих дачников, возникает следующий вопрос – как много из них бывают в Пскове? А когда они попадают в Псков, чем они отличаются от туристов: точно также могут дойти до Кремля, посетить мероприятия событийного туризма, заведения общепита и так далее. Кто такие командировочные? Люди, кому везет, пользуются делами фирмы, чтобы организовать себе классическую туристскую поездку… Когда мы год назад презентовали результаты исследования, мы выделили такое явление как «алкогольные туры» и столкнулись с негативной реакцией. Многим было неприятно слышать, что этих «алкогольных туров» больше других типов поведения. На самом деле, не бывает алкогольных или безалкогольных туров: как рынок отстроен, как сконструирован этот прилавок, так и ведет себя турист. Он реагирует.

Все эти сюжеты мы с вами уже обсуждали, но мы их недооценивали. Если мы посмотрим на проблему не как на отраслевую стратегию, а как на возможность межрегиональной интеграции двух городов, то тогда перечень вопросов уже другой. Что в Пскове есть интересного для петербуржцев? Что здесь есть такого, чего нет в Петербурге? Это вопрос не риторический. На него можно отвечать долго и разнообразно.

Псков – очень удобный город. В Петербурге больше возможностей, но зато все крайне неудобно: толпы людей, пробки на дорогах, конкуренция на рынке труда, куда девается зарплата – непонятно! В Пскове экономить деньги – совершенно не проблема для тех, у кого это никогда не получается в Петербурге. Экологические вопросы там уже не разрешимы в принципе. В то же время, развивается рынок труда, появляются свободные профессии – люди, которые пользуются интернетом. Вы можете жить здесь, а работать там. Или жить там, а реально находиться здесь. Это все очень условные вещи. Когда я спрашиваю себя, где я живу, я понимаю, что это вопрос бессмысленный. Я могу сказать, что живу в Петербурге, а работаю в Пскове, могу сказать, что наоборот. Это все мало описывает реальность.

Повторю, наша задача: посмотреть на это не как на отраслевой тренд, а как на вполне понятную, явную стратегию развития города – это интеграция в деловое пространство Петербурга, а точнее сказать – в тот рынок, который создан и разрастается в Петербурге. Луга в два раза ближе от Петербурга, но дистанция, километраж – это лишь один из факторов. И Луга из этого центростремительного поля уже вычеркнута. Это довольно сложная конфигурация, и главное для нас – какова в ней позиция Пскова. И тогда ключевой вопрос для нас состоит в том, чтобы здесь было удобно, комфортно – жить, работать, есть, ходить по улицам, покупать и т.д.

Если здесь удобно, то они приезжают сюда тратить деньги. Но для этого им должно быть близко до работы, мало народу, чистый воздух и так далее. Когда их станет больше, то регион, осознающий свою стратегию, станет закрываться потихонечку и станет дорогим».

Смотрите также: