О самых популярных направлениях на самый скромный кошелек мы попросили рассказать президента Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-запада Гелену САМОХВАЛОВУ.
Какая обстановка?
Лариса Малкова, pskov.aif. ru: - Гелена Геннадьевна, какова сейчас обстановка с выездным туризмом? Псковичи охотнее пакуют чемоданы, чем в прошлом году или пару лет назад?
- Действительно экономическая, да и политическая обстановка серьезно сказалась на состоянии туриндустрии. Рост доллара и евро, закрытие самых топовых направлений. А на отдыхе, как известно, экономят прежде всего. Но в этом году положение немного выравнивается, хотя псковичи едут не очень далеко, а ценообразование у авиаперевозчиков не очень гибкое. Это связано с экономическими вопросами, монополизацией рынка, где зачастую, бывает, 2/3 стоимости пакета занимает перелет. Люди за эти же деньги могут получить проживание, питание и, порой, лечение иногда в других направлениях.
Отдыхать псковичи хотят, но далеко не летят. Турция сейчас на пути открытия и кажется, что там дешево. Начинаешь бронировать - чартеров нет, летают регулярные рейсы, а это увеличивает стоимость тура в разы. Неплохо повела себя Греция. Она держит нормальные цены, я бы сказала, достаточно адекватные. Мы работаем с хорошими греческими операторами, владеющими собственными бортами. Так что в этом направлении можно лавировать. Спрашивают и Болгарию, но уже меньше. Рынку выживать как-то надо, и операторы придумывают свои формы ценообразования, бонусные программы для привлечения туристов.
- А «Крымнаш» пользуется популярностью?
- Конечно! Тем более в городе много военных, силовиков, которым заграница заказана. Но цены на Крым я бы сопоставила с турами в Грецию.
- Ого!
- Да! Оказывается, совершенно не важно, наша это территория или нет. Там, конечно, представлены очень разные виды отдыха от домиков без удобств на турбазах до отелей высшего класса. Опять же в Крым можно и наземным транспортом добраться. Кто-то — самостоятельно на машине предпочитает и останавливается вообще в частном секторе, которого там очень много и даже с питанием, или без него.
Почём овчинка?
- Но с инфраструктурой там по-прежнему проблемы? Или уже что-то меняется?
- Инфраструктура, какая была, такая и осталась. Хотя уже появились цепочки с иностранным менеджментом и соответствующими требованиями к персоналу, приближенными к европейским. Но у нас с нашей ментальностью сфера обслуживания никогда не была так развита, как европейская с её многовековыми традициями. Спрашивают и Сочи, но это уже вопрос цены, она на порядок выше.
Остается спрос на курорты Абхазии, которая притягивает своим уникальным климатом. Быстрыми темпами набирает обороты Грузия и тоже в силу ментальности местных жителей с их гостеприимством, да и шикарной природой. Начинаем работать с Арменией. Да, моря там нет, но есть озеро Севан, прекрасная природа, богатейшая культура, отличный климат. Там так же можно найти самые разные варианты отдыха. К тому же президент Армении принял решение о въезде россиян в страну по внутренним паспортам.
- А как же Прибалтика с Беларусью?
- Прибалтика - естественно. Не всем же показан отдых на юге. Рижское взморье, спа-процедуры также любят псковичи. А вот пик поездок в Беларусь остался в прошлом. Цены взлетели, а уровень обслуживания, инфраструктура, медицинское лечение там остались прежними. И наши туристы поняли, что овчинка выделки не стоит. Да и жалобы уже поступали: люди ехали на определенную процедуру, а ее отменили, не предупредив.
На кого равняться?
- А если говорить о внутреннем туризме? Недавно была на гастрономическом форуме, куда приезжали и страны Балтии. До них нам, ой, как далеко.
- Все познается в сравнении. Посмотрим на соседей: Новгород и Смоленск! Мы и они – небо и земля! Туристы нам признаются: «Как же изменился город, как он развивается. Мы словно в Прибалтику съездили!» Надо отдать должное нашей исполнительной власти, которая притягивают именно федеральные деньги на развитие отрасли. Понятно, местный бюджет это не потянет.
- Эстония делает деньги на мелочах, типа посадки луковых грядок, которые с восторгом туристы сажают, вот что обидно…
- Они ж не от хорошей жизни такое придумывают. Да и деньги от Евросоюза им поступают по разным программам. Сфера общественного питания у них в крови - это ментальность. У нас в России все рестораторы плачут: трудно найти официантов и горничных, нет престижа профессии. А посмотрите в Европе - чем дороже ресторан, тем старше официант, да еще он чуть не в пятом поколении. У нас нет института ресторации. В России всегда был «человек», «половой», а не метрдотель во фраке, с искусством готовящий для гостей тартар из говядины.
А сравним нас с Ярославлем! То, что там есть, просто беда-беда, несмотря на музеи и раскрутку Золотого кольца. А наша набережная просто украсила город, как бы ни спорили. Сейчас на улице Калинина кольцо сомкнется…
- И туриста не выпустим?
- Да у нас такого никогда не было, чтобы турист, проезжающий в Прибалтику и остановившийся в Пскове пообедать, очарованный городом, остается на ночевку! Конечно, всё и сразу не бывает. Нас очень выручают коллеги из Балтии. Рестораторы, отельеры постоянно обмениваются опытом, ездят друг к другу. Нам легче в этом плане, чем тому же Ярославлю.
- Не кажется ли вам, что туристам приелись маршруты Изборск, Печоры, Пушкинские Горы? И ничего нового?
- Наш регион представлен всеми видами туризма от паломничества и историко-культурного до сельского и экологического. Экологический сейчас пользуется большим спросом. В Полистовском заповеднике разработаны большие интерактивные программы. Отрадно, что и муниципалитеты повели себя активно. Дно подготовило интерактивную экспозицию для разных возрастов к 100-летию отречения Николая II. Бежаницы, Новоржев, Порхов со своей крепостью, Гдов с озерами, даже Великие Луки разработали веломаршрут. И люди едут туда с удовольствием, и, конечно, не как 10 лет назад, группами, а индивидуально. Недавно, например, приезжали туристы из Санкт-Петербурга, их интересовало немецкое кладбище под Себежем. И они были приятно удивлены, что многое изменилось в лучшую сторону.
- А что нужно еще развивать, в каком направлении двигаться?
- Прежде всего, не останавливаться на том, что есть. Ведь туризм - это миф. Весь вопрос в подаче. Прежде всего, важна информационная подача. Нужно рекламировать регион в целом, и каждой фирме не надо это делать отдельно. Что толку всем стоять за одним прилавком и рекламировать капусту?
Людей очень привлекает «событийка», событийный туризм. Например, они с удовольствием едут на Медовый фестиваль. Нужно больше праздников, ориентиров для привлечения детей. Сейчас как раз работают большие федеральные программы по образовательному туризму, поэтому патриотическое направление стоит развивать и далее.