В 90-е её обвиняли в том, что она «выращивает бананы на картофельном поле», имея в виду созданную ею Псковскую билингвистическую школу. Тогда многие отказывались верить, что псковское банановое поле когда-нибудь начнёт плодоносить, но прошло совсем немного времени и к нам на Северо-Запад «за бананами» потянулись педагоги-инноваторы со всей России.
Сегодня у директора Псковской лингвистической гимназии созрела новая идея: она вместе с коллегами запускает «заводной апельсин» - «Центр научных приключения и открытий» «УниверсУм» - аналог тартуского научно-развлекательного центра «Аххаа».
И снова многие недоумевают: зачем, для чего? – подозревая, что за всем этим кроется хитроумная схема обогащения отдельно взятых людей за счёт принадлежащей всем псковичам безраздельно муниципальной собственности.
Научный консультант АНО «Псковский региональный центр образовательных технологий» Татьяна Владимировна СВЕТЕНКО не сдаётся и формулирует свою цель с присущей ей категоричностью: «Мы просто хотим сделать доброе дело для псковских детей».
Ольга Миронович, PSKOV.AIF.RU: - Неужели псковичам больше не придётся ездить за научными развлечениями в Тарту?
- Решение Псковской городской Думы о предоставлении нам нежилого помещения в доме № 28 на улице Петровской у нас, к счастью, уже имеется, хотя его поддержали и не все депутаты. На сессии нам ещё не так сильно досталось, как до этого на земельном комитете, после которого я всерьёз начала жалеть, что мы во всё это ввязались.
Но когда я веду свою внучку гулять и не могу найти для неё в городе никакого полезного развлечения, кроме катания на лошадке, мне становится стыдно, что у нас «всё лучшее – детям!» только на словах. Настало время спросить у самих себя: а что мы у себя в Пскове конкретно делаем, чтобы нашим детям было хорошо?
Мне с моими коллегами из Центра образовательных технологий стало особенно совестно за Псков, после того, как мы открыли в Сибири пять музеев занимательных наук. Так уж получилось, что мы помогаем Сибирской угольно-энергетической компании не только создавать для молодёжи ресурсные центры профессионального самоопределения, но и реализовывать в тамошних моногородках социальные проекты.
Для этого нам самим приходится много чему учиться, поэтому мы поездили по миру, посмотрели, какие в разных странах бывают музеи занимательных наук. После стажировки в Израиле мы уже не могли сидеть сложа руки. Особенно, когда израильтяне нам объяснили, что у страны, где всего 30% выпускников школы выбирают ЕГЭ по физике, нет будущего.
- А надо, чтобы какой процент выпускников выбирали физику?
- А надо, чтобы 70% выбирали физику и другие естественные науки, и всего 30% - гуманитарные предметы. Тогда наши дети будут расти изобретателями и первооткрывателями, и в стране начнёт развиваться экономика. Выпускникам гуманитарных вузов уже сегодня очень трудно найти работу. Но мы почему-то всё равно не заботимся о том, чтобы наши дети интересовались наукой.
– Ну да… В городе есть спортивные секции на любой вкус, родители штурмуют художественную школу, распихивают детей по танцевальным коллективам, а кружков технического творчества почти не осталось…
- Тем временем в Израиле буквально в каждом районе города имеется музей занимательных наук, куда тамошние мамаши тащат своих детей каждый вечер после ужина, забывая снять фартук и переобуть домашние тапочки. Едва ребёнку исполняется три года – его тут же начинают приучать к умному врепяпрепровождению, чтобы заинтересовать науками – «а иначе будет поздно!».
- Да что там в Израиле! В соседней Эстонии сколько таких музеев понастроили, где можно полюбоваться, как взаимодействуют газы, как работает система рычагов, как устроен человеческий организм или что происходит с береговой линией во время прилива…
- Вот именно! Это потому что эстонцы уже давно сформулировали для себя свою национальную идею – «Мы умный и предприимчивый народ!». Заметьте: «народ», а не нация, потому что эта идея призвана не только активизировать познавательную деятельность подрастающего поколения, но и объединить под этим лозунгом русскоязычное население с этническими эстонцами.
Чтобы юные эстонские граждане всех национальностей росли изобретателями, власти Эстонии стараются открыть чуть ли не в каждом муниципальном образовании какой-нибудь парк полезных развлечений: «Дорожный музей», «Центр ледникового периода»… не говоря уж про «Аххаа-центр».
Кстати, научный театр «Аххаа» два раза приезжал к нам в гимназию делиться опытом. И каждый раз у нас отбоя не было от желающих посетить это шоу: приходили люди из соседних домов и предлагали любые деньги – лишь бы мы пустили их с детьми на это представление. А у нас зал и так был битком, потому что там собирались преподаватели естественнонаучных дисциплин из всех школ города, для которых мы это всё и устраивали.
- Вы рассчитываете создать такие научные театры в каждой псковской школе?
- Сначала у нас была такая мысль. Когда мы вышли со своей идеей на городское управление образования, то хотели открыть в псковских школах тематические площадки, чтобы в каждом учебном заведении был свой маленький научный театр или музей.
Псковские педагоги восприняли это предложение с большим энтузиазмом: одна школа предлагала организовать у себя «лабораторию на болоте», другая – экспериментальную площадку по раздельному сбору и переработке мусора…
Но потом оказалось, что в наших школах просто-напросто невозможно найти свободные помещения для всех этих затей, и идея заглохла… пока мы не познакомились с заместителем главы администрации города Пскова Марией Александровной Михайловой, взялась помочь нам реализовать наш план несмотря ни на что.
Кстати, этой идеей загорелся и глава администрации города Пскова Игорь Викторович Калашников. Нас поддерживают депутаты Псковской городской Думы Наталия Викторовна Соколова, Любовь Алексеевна Николаева, Ольга Александровна Фёдорова…
- Но некоторые депутаты Псковской городской Думы всё равно продолжают верить, что вы добиваетесь помещения, чтобы устроить себе там офис…
- Помещение на Петровской настолько маленькое, что там даже стол руководителя поставить будет некуда. Так что руководители нашего АНО будут по-прежнему заседать здесь, в Лингвистической гимназии, а на Петровской должны появиться целых четыре интерактивные площадки.
Во-первых, это театр «Живая наука» на 20-30 зрителей, во-вторых, «Лаборатория физических процессов». Кроме того, мы хотим организовать в нашем «УниверсУме» музей старинного быта со швейными и печатными машинками, а также игротеку по примеру австрийских «шпилебоксов».
Всё уже продумано до мелочей, энтузиазма нам тоже не занимать. Осталось найти денег на ремонт.
- А откуда вы возьмёте столько экспонатов?
- Нам их уже знаете сколько принесли! У кого-то ещё с 90-х завалялось оборудование для так и не созданной мини-обсерватории, кто-то припас заспиртованную лягушку из закрытого школьного зоологического музея, кто-то до сих пор хранит в школьном чуланчике теллурий, а недавно нам из района даже целую модель коровы привезли – причём, разборную. Тоже на что-нибудь да сгодится.
Наша цель в том и состоит, чтобы люди загорелись этой идеей и начали помогать её осуществлению безвозмездно. Как это уже произошло в Сибири, где подобные музеи всего за два года вышли на самоокупаемость и начинают нуждаться только в новых идеях. Там с удовольствием трудятся волонтёрами студенты, а пенсионеры в свободное от дачных забот время с не меньшим энтузиазмом ремонтируют музейные экспонаты или проводят для детей мастер-классы…
- Денег на ремонт помещения где рассчитываете раздобыть?
- Потенциальные спонсоры у нас уже имеются. Правда, пока это родители учеников той же лингвистической гимназии, но я верю, что людей, заинтересованных в нашем деле не на словах будет всё больше.
Нашему среднему и крупному бизнесу ведь тоже необходимы достойные цели. Все успешные бизнесмены отчисляют на социальные проекты, но не все видят отдачу от этих отчислений. Поэтому у нас уже даже есть такие спонсоры, которым не терпится начать вкладывать деньги в нашу затею. Может, в начале следующего года мы с их помощью и откроемся.
А пока засучим рукава, наденем резиновые перчатки и будем собственноручно отмывать выделенные нам квадратные метры, красить там стены и полы… Задаром. Просто для того, чтобы через некоторое время нам самим было что ответить на вопрос: «А что вы лично сделали, чтобы дети в Пскове росли умными и чтобы им не хотелось уехать из этого города куда подальше».
Смотрите также:
- Нашли девочку (третьего возраста) или Как в 67 брать от жизни на все 13 →
- Сессия не равно репрессия: Студенты и преподаватели живут весело →
- Мечты скобаря →