Может ли обычный двадцатилетний менеджер ПИФа профессионально разбираться в таком многообразии сфер бизнеса? Разумеется, нет. Поэтому неудивительно, что при покупке ценных бумаг в выигрыше оказывается не покупатель (инвестор), а продавцы (брокеры, ПИФы), получающие комиссионные от этих продаж, что очень красноречиво показал мировой финансовый кризис.
Чьи акции выгоднее купить для инвестора: Мерседеса или БМВ?
Если вам понятна главная ошибка всех начинающих инвесторов (нельзя никому доверять просто на слово при вложении своих денег), постараемся вместе сделать сравнительный анализ акций двух "голубых фишек" и вечных конкурентов - Мерседеса и БМВ, чтобы понять кто из них перспективнее, кто получит большую прибыль, а значит чьи акции могут вырасти в цене больше и благодаря чему, пояснил "Биржевому лидеру" в интервью ведущий канадский эксперт Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V Евгений Ольховский.
В списке мировых брендов 2011 года Mercedes находится на 12-м месте, а BMW – на 15-м. Выше из автомобильных брендов только Toyota – 11-е место. В общем, совсем не случайно Mercedes-Benz и BMW, вкупе с Audi, на развитых рынках занимают приличные 10-12%.
Mercedes-Benz и BMW – это одна из самых ярких пар мирового автомобилестроения. О машинах обычно говорят так – есть хорошие автомобили, но есть Mercedes и BMW. В самом деле:
- стоимости их брендов весьма близки: Mercedes-Benz – $27,445 млрд. (+9% по сравнению с 2010 годом), а BMW – $24,554 млрд. (+10%). Но на повышение стоимости бренда BMW может сыграть спонсорство автоконцерна Олимпийских игр в Лондоне;
- их продукция неизменно является олицетворение комфортности, высокого качества, безопасности и надежности. Признаем, на нашей планете не так уж и много автомобильных марок, имеющих такой идеальный набор качеств;
- обе компании сегодня, можно сказать, переживают ренессанс. Семимильными шагами растут продажи автомобилей, а концерны не устают подсчитывать прибыль и т.д.
Но Mercedes-Benz и BMW – это еще та парочка, сладкой ее не назовешь. Скорее – "заклятыми друзьями", постоянно соревнующимися между собой торговыми брендами, более того – извечными и прямыми конкурентами (обе компании предлагают дорогие и престижные автомобили – "люкс"-класса). В свете этого интересным представляется вопрос, кто же из них – "очень хорош", а кто – "просто хорош" (в других координатах рассказывать об их автомобильной продукции просто бессмысленно). Эксперты Академии Masterforex-V задались целью выяснить, кто из этих компаний выигрывает конкуренцию за новых покупателей и удержание старых? И вообще – между Mercedes-Benz и BMW идет конкуренция или все же соревнование?
Кто богаче: капитализация компаний
Как известно, капитализация любой компании тождественна ее развитию, а значит, является важным условием ее будущей прибыльности. Так вот, рыночная капитализация BMW составляет чуть более €28 млрд. (кстати, ее капитализация превзошла капитализацию General Motors), капитализация компании выросла на 5,6%. Ее акции с начала 2011 года подорожали почти на 40%. Отметим, что акции этого автоконцерна входят в 30-ку лучших компаний Германии (DAX Index).
Рыночная же капитализация Daimler AG, дочерним предприятием которого является Mercedes-Benz, на порядок выше – около €67,4 миллиарда. Акции Daimler с начала года подорожали на 30%.
По словам Игоря Васёва, руководителя факультета биржевой торговли Академии Masterforex-V, акции немецкой компании BMW преодолели докризисный наивысший уровень и сейчас торгуются в своём верхнем историческом диапазоне.
А вообще - акция технически выглядит намного сильнее рынка, даже не смотря на острые проблемы в Европе:
Акции компании Mercedes-Benz сильно упали после кризиса 2008 года и на данный момент так и не сумели восстановится к докризисному уровню. Хотя с того времени акции частично выросли, но после падения рынка в августе 2011 они так и не смогли восстановится, видно, что у компании имеются определённые проблемы и её акции выглядят намного слабее рынка.
После стремительного обвала в августе прошлого года акции немецкой компании Daimler AG стабилизировались в рамках коридора 30 – 37 евро. Даже в условиях низкой активности рынка в постновогодний период инвесторы сохраняют оптимизм, покупая актив, в результате чего цена вплотную приблизилась к верхней границе коридора. Реакция на уровень 37 определит намерения рынка: пробитие и закрепление выше него даст сигнал к покупкам, отскок же покажет продолжение флета.
Кто больше: объемы продаж компаний
Поскольку автомобильный рынок в мире развивается в сторону увеличения доли продаж более дорогих моделей – премиум-сегмент, в чем особенно сильны позиции как раз немецких автопроизводителей, постольку и Mercedes-Benz, и BMW в прошлом году нарастили свои продажи. И все же лидером в этой гонке стал BMW. Увы, но времена, когда в "люкс"-классе мирового автопрома доминировал Daimler AG уже прошли.
Так, по итогам 2011 года Mercedes-Benz реализовал 1,25 млн. автомобилей. С начала 2011 года прирост по сравнению прошлым годом составил 7,6%. Больше автомобилей Daimler AG еще не продавал. Особенно резко вырос спрос в первом полугодии 2011 года в России (+70%, не случайно по нашим просторам гуляет шутка, Россия гордится своими роскошными иномарками), Китае (+50%), Индии и Тайване (+40-45%). Daimler AG после 40 лет доминирования в премиальном секторе не собирается сдаваться без боя. В 2015 году компания собирается продать 1,5 млн. легковых Mercedes.
Продажи BMW по результатам 2011 года, составят, предположительно, 1,6 млн. машин (во всяком случае, за 11 месяцев прошлого года компанией было продано более 1,51 млн. машин). Таким образом, прирост составит рекордные за всю историю компании 14,5%. Помогло увеличение спроса в США (+14,6%, BMW – лидер продаж конца лета), но прежде всего – автомобильный бум в Китае (+ 40%) и России (+38,8%).
Итак, BMW по итогам прошлого года вновь обошел Mercedes, в очередной раз подтвердив свое первое место среди премиальных автопроизводителей. Но пока конкурируют Mercedes-Benz и BMW им в затылок жарко дышит Audi, за 11 месяцев 2011 года его объем продаж увеличился на 19%, если продажи по итогам всего года достигнут 1,3 млн. единиц, то компания станет вторым в мире автопроизводителем "люкс"-класса после BMW, опередив Mercedes-Benz. А к 2015 году Audi намерен обойти и BMW.
Кто богаче: финансовые результаты деятельности Mercedes-Benz и BMW
Проблема прибыли той или иной компании для инвесторов – это не банальное заглядывание в чужой карман. Как известно, контроль финансовых потоков позволяет им четко следить за графиком прибыли и убытка, помогает быстрее сориентироваться в перспективах автопроизводителей. Так вот, в начале 2011 года обе компании стартовали бурно: Daimler в I квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года удвоил чистую прибыль, а BMW – учетверил. Выручка BMW по итогам I квартала составила €16 млрд., а Mercedes-Benz – €13,9 млрд. Оборот Daimler AG по итогам всего года составил €97,8 млрд., а чистая прибыль – €2,5 млрд.
Ежегодный оборот BMW составляет $53 млрд. В совсем непростой для мировой экономики ситуации, общая прибыль компании в прошлом году выросла на $2,35 млрд. долларов, на фоне 24% увеличения чистой прибыли. По итогам 3 квартала 2011 года BMW получил чистую прибыль порядка €1 млрд., а полная выручка составила более 16 млрд. евро.
Кто креативнее: секреты успеха
Mercedes-Benz и BMW массовым сознанием воспринимаются как абсолютный эталон автопроизводства, синоним высоких стандартов в области комфорта, безопасности и качества. Надо признать, что оба автогиганта не жалеют денег на поддержание своей репутации. И это понятно. Ведь репутацию автомобиля так же трудно восстановить, как и репутацию женщины. Эксперты Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V выделили несколько основных составляющих коммерческого успеха Mercedes-Benz и BMW в целом и каждой компании в отдельности:
■ возраст компании. В этом BMW Mercedes-Benz не конкурент, более того Daimler в этом нет равных – производство было основано в далеком 1883 году. А что такое возраст для автомобильной компании? В отличие от женщины, автомобиль он украшает, им гордятся, он повышает стоимость бренда компании. В авто ведь все должно быть прекрасно, особенно марка.
Год же основания BMW – 1916-й, первую машину он выпустил в 1929 году. Конечно, BMW есть чем гордиться. Его история начиналась с маленького авиамоторного завода, а сегодня он производит автомобили на 25 заводах в 14 странах мира. Но автомобиль-легенда – это все же Mercedes-Benz, это бренд №1 среди автомобилей в премиум-сегменте. Нынешний его успех основан на многолетнем рейтинге доверия населения, а он дорогого стоит;
■ стабильность, устойчивость развития. А вот здесь нет равных BMW. Автоконцерн в ежегодном индексе устойчивого развития Доу-Джонса (DJSI) уже седьмой год подряд получает титул самой стабильной автомобильной компании мира;
■ работа на перспективу, четко отработанная стратегия компании. И здесь до недавнего времени у ВMW были более предпочтительные позиции. Один только пример. Еще в далеком 1973 году он стал первым среди компаний, открывшим в своем штате должность специалиста по вопросам охраны окружающей среды. Mercedes-Benzявно отстал во внедрении экологических технологий и теперь изо всех сил пытается наверстать упущенное;
■ высочайший уровень ответственности. Достаточно сказать, что BMW на сегодняшний день это одна из немногих автомобильных компаний, в которой для надежности вся сборка на конвейере идет только вручную. Концерн не использует на своих заводах промышленных роботов;
■ инновационные технологии. Обе компаниитворчески подходят к созданию автомобилей и, не останавливаясь на достигнутом, постоянно стремятся к совершенству, идут к новым открытиям. И Mercedes-Benz, и BMW продолжают непрерывно обновлять выпускаемые ими модельные ряды автомобилей различных классов. К примеру, в прошлом году был представлен Mercedes-Benz М-класс третьего поколения. Так вот он буквально напичкан самыми современными системами и устройствами: отвечает нормам Евро-6, которые вступят в силу только в 2014 году, до 9-и подушек безопасности, система обнаружения усталости водителя, упреждающая система безопасности, датчики потери давления в шинах, аварийная сигнализация и пр., пр.
И все же с точки зрения инноваций, BMW, пожалуй, все же обходит Mercedes-Benz. BMW сегодня это воплощение технического совершенства. Кстати, именно эта компания в свое время предложила антиблокировочную тормозную систему, которой теперь оснащают автомобили все ведущие автопроизводители. В 2011 году автоконцерн сконцентрировался, во-первых, на разработке новых материалов для своих автомобилей (предлагается сверхлегкий материал из композита на основе углеродного волокна для капота, алюминий для дверей и крыши, магний для опорной плиты приборной панели, что значительно сократит вес машины). И, во-вторых, на создании более эффективных и экономичных двигателей (компания уже начала выпускать четырехцилиндровый мотор, который будет на 16% экономнее шестицилиндрового). Кроме того, BMW своим потенциальным клиентам вскорости предложит так называемый «электронный горизонт», лазерные автомобильные фары и многое, многое другое. В общем, если бы BMW умела разговаривать, то она бы говорила всего три фразы:- Дай денег!- Дай еще денег!- Смотри, как я умею;
■ высокий уровень безопасности, как водителя, так и пассажиров. Посколькусамый опасный узел машины – это водитель, то Mercedes-Benz и BMW оснащают свои авто первоклассными активными и пассивными системами безопасности. К примеру, обновленный BMW X3 имеет две видеокамеры в зеркалах и одну в задней двери, "умные" задние стоп-сигналы, мультимедийную бортовую систему с навигацией, проецирование указаний навигатора и текущей скорости на ветровое стекло перед водителем и т.д., и т.п. А новое поколение BMW 5-й серии вообще считается наиболее безопасным автомобилем в своем классе (взять хотя бы экстренный вызов с автоматической передачей информации о местонахождении автомобиля и тяжести происшествия). По этой причине модель получила по всему миру целый ряд всех мыслимых и немыслимых наград, премий и призов. Между прочим, он стал первым автомобилем, средства безопасности которого по результатам краш-теста Euro NCAP получили рейтинг 100%(!). Американский страховой институт дорожной безопасности (IIHS) присудил ему награду «Лучший выбор с точки зрения безопасности». Сейчас автоконцерн работает над созданием автопилота для автомобилей;
■ комфортность. От вождения и поездки в Mercedes или BMW испытываешь просто эстетическое удовольствие. Как тут не вспомнить Mercedes с его системами подогрева, вентиляции и массажа. К примеру, в уже упоминавшемся обновленном BMW X3 – кожаные кресла с регулируемой боковой и поясничной поддержкой, подогреваемый руль с кнопками и джойстиками и множество других полезных устройств. В области интернет-услуг для автомобилистов лидером является, конечно же, BMW: поиск гостиницы, ресторана, аптеки, банкомата, парковок, информация о погоде и о стране пребывания и пр. для владельца этой машины уже не проблема.
В общем, об этих машинах точно не скажешь словами одного из героев "Кавказской пленницы" – будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!
Председатель компании BMW Норберт Райтхофер как-то назвал "четыре опоры", которые принесли компании успех – это:
■ знай свои сильные стороны (быть таким же как все – просто глупо, поскольку непременно проиграешь);
■ концентрируй свои силы на чем-то одном, что может вывести в лидерские позиции, не распыляйся;
■ найди свой подход и будь первым;
■ поддерживать марку, то есть выпускать только те товары, которые соответствуют ей. Следуя этим правилам, BMW старается избегать атак на конкурентов там, где их позиции сильны. Именно поэтому BMW изначально не конкурировала с Mercedes в области технологий, то есть там, где его авторитет непререкаем. BMW искала своего клиента и нашла его. Сегодня говорят, что разница между BMW и Mercedes не в автомобиле, а в водителе.
Более пожилые водители предпочитают представительный, более дорогой Mercedes. Более молодые – быстрый, мощный и менее дорогой автомобиль BMW (кстати, одной из причин, по которой молодые предпочитают BMW, состоит в том, что водители постарше предпочитают Mercedes. Мода, однако). Если Mercedes – это престиж (у нас говорят, новый «Мерседес» меняет походку) и комфорт передвижения, то BMW – драйв и отточенная управляемость.
Не случайно девизом BMW является – "Удовольствие от вождения". Ну а в наших широтах говорят: тише едешь – меньше русский, по-видимому, и в этом секрет популярности "бумеров" в России. Как говорится, BMW – для водителя, а Mercedes – для пассажира. Ну и кто возьмет на себя смелость сказать, какая из двух машин лучше? Каждая хороша по-своему и у каждой свой покупатель. Правда, недавно BMW таки вступила на территорию Mercedes, представив модели серии 7 (больше в длину, более массивная решетку радиатора, солидный как самолет). Аналитики опасаются, что так компания может потерять фокус – растворится его основная идея.
Так что с точки зрения неординарности BMW, конечно, обошел Mercedes, но пока еще явно уступает в имидже.
Кто перспективнее: BMW или Mercedes-Benz?
Но даже такие автомобильные гранты, как BMW и Mercedes-Benz, не обходятся без проблем. Вот и в первую неделю января 2012 года акции Daimler и BMW потеряли по 1,1%. Если говорить об их слабых сторонах, то аналитики отмечают:
- слишком высокие по сравнению с конкурентами издержки производства у Mercedes-Benz;
- отсутствие у него крупного акционера и связанные с этим риски поглощения. Дело в том, что надежность BMW поддерживает крупный акционер компании — семья Квандт, которой сегодня принадлежит в общей сложности 46,7% акций (прошла информация, что пакет акций семьи может превысить 50%).
Правда, после того как в числе акционеров Daimler, помимо Кувейта и Deutsche Bank, несколько лет назад появилась крупная инвестиционная компания из эмирата Абу-Даби (у нее 9,1% акций), заговорили о том, что порядка 20% акций Daimler AG находятся в надежных руках, что это привнесет в структуру акционеров стабильность. Во всяком случае совладельцы из Арабских Эмиратов заявили, что в первую очередь они намерены развивать новые технологии:
- отставание Mercedes-Benz во внедрении экологических технологий;
- BMW столкнулся со снижением спроса у себя в Германии и в целом в Старом Свете;
- некоторые эксперты считают, что BMW сегодня почивает на лаврах, банально проедает тот потенциал, который был накоплен в середине 90-х годов и т.д.
Но обе компании – BMW и Mercedes-Benz – относятся к проблемам как к скрытым возможностям, поэтому в их планах:
- расширение заводов за пределами Германии, усиление присутствия на рынках Северной Америки, Азии (в первую очередь — Китая) и России. Так, BMW доверил сборку своих автомобилей российской компании "Автотор" в Калининграде, причем руководство концерна весьма довольно качеством российской сборки. Daimler AG выделяет $2 миллиарда на модернизацию и расширение производства на заводе города Тускалуза (штат Алабама), кстати, он является первым зарубежным заводом концерна. Mercedes-Benz собирается захватить лидирующие позиции американского рынка люксовых машин.Если около 70% автомобилей BMW, проданных в 2002 году, было произведено в Германии, то сегодня только 58% выпускается на территории страны, прогнозируется, что это число будет приближаться к соотношению 50% на 50%. Помимо всего прочего работа на других рынках позволяет этим компаниям застраховаться от колебаний валют;
- выпуск новых моделей. К примеру, Mercedes-Benz Е-класс нового поколения. BMW Group собирается к 2012 году обновить 60% модельного ряда, планирует расширить модельную линейку своих кроссоверов (X2 и X4), обосноваться в новом для себя классе минивэнов, пока он вообще не представлен в нем;
- наращивание производства. Так, компания БМВ планируют увеличить производство к 2020 году до 2 млн. машин в год;
- экологически чистые технологии. BMW уже анонсировал выпуск зеленых автомобилей новой i-серии;
- инвестиции. Увеличение объемов инвестиций в развитие высокотехнологичного производства своих моделей, такие планы, к примеру, у Mercedes-Benz;
- развитие технологий, экономящих топливо. Этим последовательно занимается BMW и т.д.
Иными словами, обе компании имеют хорошое финансовое положение, постоянно растущую прибыль, наращивают свое производство. По поводу того, что же происходит между BMW и Mercedes-Benz – конкуренция или соревнование? Правильно будет сказать, что для них – это внутриотраслевая конкуренция, а для инвесторов и покупателей – полезное соревнование. А в конкуренции – как в боксе: побеждает тот, кто умеет концентрироваться, сохраняет спокойствие, выходя на ринг (то есть на рынок) и уверен в своей победе. И вообще, чем больше конкурентов, тем выше пьедестал.
Смотрите также:
- Эксперты: Nissan Patrol Y61 – профессиональный инструмент для покорения бездорожья →
- Renault – №1 в России: В чем секрет популярности французского бренда? →
- Японцам кризис не помеха →