Минувшим днем польские власти обнародовали данные речевых самописцев, обнаруженных на месте трагедии. Версия о вине экипажа, которую в середине мая высказывали российские специалисты, полностью подтвердилась. Экипаж воздушного судна сознательно пошел на снижение, невзирая на сложные погодные условия.
Решение о том, что расшифровка переговоров пилотов должна быть представлена польской и российской общественности, было согласовано заранее. В итоге 41-страничный доклад на русском и польском языках был выложен на сайтах МВД и администрации Польши, а также на сайтах нескольких польских газет. Как выяснилось, ничего нового они в себе не несут. Подтверждается заключение, вынесенное российскими и польскими специалистами о том, что виной происшествию была неопытность экипажа.
Что касается самих переговоров, то они начинаются с 10.02 с неразборчивых реплик человека, который не был членом экипажа. Кроме того, также установлено, что в кабине пилотов во время полета вообще находились несколько посторонних. Правда, большинство их реплик неразборчивы, так как они находились на расстоянии от записывающего устройства, и микрофон записал лишь отдельные фразы или обрывки слов.
Тем не менее, следствию все же удалось выяснить, что одними из тех, кто находился в кабине пилотов незадолго до падения были командующий польскими ВВС генерал Анджей Бласик и директор дипломатического протокола министерства иностранных дел Мариуш Казана.
В 10.04 один из них говорит: «Это будет очень сложно. Ничего не видно». В 10.10 второй пилот сообщает, что на посадку у экипажа остается около11 тонн топлива, чего вполне достаточно для того, чтобы уйти на запасной аэродром. Впрочем, спустя минуту он говорит, что земля видна. «Может, не будет ничего страшного». Тем не менее, в 10.17 командир экипажа капитан Аркадиуш Протасюк говорит: «Плохо, появился туман, неизвестно, сядем ли мы».
В 10.23 Казана, находящийся в кабине летчиков, спрашивает у Протасюка: «Господин капитан, когда вы уже приземлитесь, можно спросить?» В ответ штурман ему говорит, что самолет находится на высоте 3600 метров.
В 10.24 экипаж связывается с диспетчером аэродрома «Смоленск-Северный». Тот интересуется у него, какой аэродром является запасным. «Минск, Витебск», - говорит летчик. После этого капитан запрашивает метеоусловия в районе посадки. Ему сообщают, что видимость составляет всего 400 метров.
В 10.25 в переговоры вмешивается пилот польского самолета Як-40, приземлившийся на «Северном» около 9 часов утра. Мы приветствуем тебя. Ты знаешь, здесь полная п…да. Видно метров 400 приблизительно, и высота нижней кромки облаков меньше 50 метров».
«А вы уже произвели посадку?» — спрашивает находящийся в кабине генерал Бласик. «Нам повезло в последний момент сесть. Так что можете попробовать, но если у вас не получится во второй раз, тогда предлагаю вам лететь в Москву или куда-нибудь еще», — отвечает ему пилот Яка.
Тем временем, диспетчер, убедившись, что у лайнера есть достаточно топлива, чтобы в случае чего уйти на запасной аэродром, дает разрешение на посадку.
В 10.25 командир экипажа просит разрешение на дальнейшее снижение. Диспетчер дает добро: «1-0-1, с курсом 40 градусов, снижение 1500». Пилот продолжает снижение, тем не менее, он говорит, что «в тех условиях, которые сейчас есть, мы сесть не можем». Экипаж вновь запрашивает данные о погодных условиях, и решает, куда ему лучше лететь: в Минск или в Витебск.
В 10.35 диспетчер спрашивает: «На военном аэродроме посадку осуществляли?» «Да», — отвечает Протасюк. Снижение продолжается. В 10.37 пилот Як вновь обращается к Протасюку: «Арек, теперь видно 200».
В этот момент система раннего предупреждения приближения к земле TAWS сигнализирует: «Впереди земля!».«Поднять!» Тем не менее, снижение все равно продолжается. В 10.41 бортовые самописцы фиксируют шум столкновения с лесным массивом. «Уходи на второй круг!» — кричит диспетчер. В 10.41.04 один из «неустановленных пассажиров кричит: «Kurwa, Kurwaaaaa!» На этом запись обрывается.
Напомним, на борту самолета Ту-154 находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария, а также практически все высшее военное и политическое руководство страны – всего 96 человек. Польская делегация летела в Катынь, чтобы принять участие в траурной церемонии по случаю расстрела весной 1940 года органами НКВД, нескольких тысяч польских офицеров и мирных граждан, оказавшихся в СССР после сентября 1939 года.
Решение об обнародовании записей черных ящиков Ту-154 принял премьер-министр Польши Дональд Туск. Ранее предполагалось, что в сеть будут выложены и сами записи, но их очистка от шумов требует времени.
Смотрите также:
- Кто виновен в крушении ТУ-134 под Петрозаводском? →
- Пилоты разбившегося Як-42 имели «маленький налет» →
- Человек или техника: Что погубило ТУ-134? →