За кулисами: когда Пскову вернут театр?

Фото Псковского агентства информации

Допустимые отклонения

Затем обещали, что театр откроют в первом квартиле 2013 года – аккурат к юбилейному (XX) Всероссийскому Пушкинскому театральному фестивалю. Не случилось… Потом была названа очередная дата, точнее, месяц открытия – август 2013 года. 31 июля 2013 года стало совершенно понятно, что вряд ли работы по реконструкции будут завершены к началу нового сезона. В этот день в театре побывала комиссия по культуре, сохранению духовного и историко-культурного наследия Общественной палаты Псковской области. К общественникам присоединился корреспондент «АиФ-Псков».

   
   

- Многие из экспертной группы принимали участие в предпроектном исследовании. Раскрывали красочные слои, смотрели витрины, работали с историей здания, его первоначальными планировками, когда это был еще Пушкинский народный дом, созданный псковским архитектором Эдуардом Геймейером, - пояснила право собравшихся присутствовать на стройке председатель комиссии Ирина Голубева.

- Работы по плану идут? – первый вопрос, который был задан еще до входа в здание представителю ЗАО «Балтстрой» Владимиру Сванбеку, руководящему строительным процессом в здании театра.

- Отклонения в любой работе бывают. Это допустимо. В данном случае есть допустимые отклонения. Но пока все в порядке, - ответил Сванбек.

Реставрационные работы должны быть закончены к декабрю 2013 года. Но, к сожалению, практика показывает, что любой «объект» в Псковской области после ремонта можно открыть, а потом бесконечно доделывать. Уже почти год после открытия продолжают «доводить до ума» Изборск. Ошибки предстоит устранять в открывшемся недавно Детском парке Пскова. А ведь театру предстоит еще устанавливать оборудование. Не придётся ли председателю комитета по культуре Александру Голышеву снова открывать очередной Пушкинский фестиваль в филармонии? И обещать, что уж в следующем году – обязательно на родной сцене…

Даже впечатляет

Осмотр начался с правого крыла - помещения бывшего фойе, где основной комплекс работ уже выполнен. Стены оштукатурены, для них выбирается колер, приступают к отделочным работам. После ремонта здесь будет театральный музей.

- У меня вопрос к Союзу театральных деятелей. Работы в музейном помещении скоро будут выполнены, а музейные экспозиции? Какие-то разработки уже есть? – поинтересовалась Ирина Голубева.

Председатель Псковского отделения Союза театральных деятелей РФ, народный артист России Юрий Новохижин не без горечи в голосе произнёс:

- С приходом нового художественного руководителя - господина Сенина – была уволена директор музея. Поэтому музеем сейчас некому заниматься. Но материалы сохранились.

Руководитель строительных работ Владимир Сванбек повёл членов комиссии по другим помещениям, которые, на его взгляд, можно было уже смотреть. Знаете, даже впечатляет! В вестибюле полным ходом идут отделочные работы. На второй этаж ведут лестницы, покрытые розовым гранитом. В зрительном зале реставрируют лепные украшения потолка, укреплены конструкции балкона. Литые чугунные столбы в боковых ложах сохранены, вставлены деревянные оконные рамы. Подводить итоги собрались за круглым столом в рабочем кабинете строителей. Здесь сосредоточили внимание на нескольких позициях.

   
   

Где карман?

Во-первых, актёр Юрий Новохижин, работающий на псковской театральной сцене с 1978 года, высказал обеспокоенность служебными и репетиционными помещениями. Особенно его волновало, что после ремонта в театре не станет привычного кармана сцены (специального помещения рядом со сценой для сборки декораций).

- Как же между актами декорации теперь будут меняться? - спрашивал актёр.

Ему объясняли, что театр приспосабливается к современному техническому использованию, актуальному инженерному оборудованию. Теперь в нём есть выход со сцены на территорию складских помещений. Декорации меняться будут по новой технологической цепочке. Этот вопрос обсуждался на начальном этапе эскизного проекта.

- Нам тогда в голову не могло прийти, что могут уничтожить карман сцены. Мы по схемам этого не могли понять, - продолжал недоумевать Юрий Михайлович. Он, кстати, также удивился, что, в соответствии с проектом, теперь не будет оркестровой ямы, но зато увеличится пространство зрительного зала, и что зал для репетиций слишком маленький.

- Большое вам спасибо. Я огорчён и расстроен, - произнёс народный артист. И ушёл...

Оставшиеся согласились, что в театре должен был бы быть специалист, который мог бы осуществлять технический контроль проекта и разъяснять заинтересованным лицам (актёрам) его особенности с самого начала. Здание Народного дома было построенное в 1906-м году в качестве просветительского центра. В нём вообще не предполагалось сцены. Но складывается стойкое впечатление, что об актёрах на время реконструкции забыли вообще. Репетируют где-то, что-то даже показывают – и ладно.

Зал как пещера?

Далее собравшиеся решили выяснить, что за слухи ходят об изменении колера зала. Всё дело в том, что зал является памятником архитектура (как и весь театр), а значит, предметом охраны. Колеровщики провели экспертизу и обосновали иконный цвет зала. Вдруг прошла весть, что художественный руководитель театра Василий Сенин якобы решил изменить цвет зала на чёрный – более уместный и удобный на режиссёрский взгляд… Все домыслы развеял руководитель работ Владимир Сванбек:

- Проблемы с колером нет. Авторы проекта представили готовое решение, проект прошёл экспертизу, получил заключение, на основании которого выдано разрешение на строительство, и мы приступили к работам. Действительно, руководство и в том числе заказчик работ посчитали возможным выслушать мнение пользователя объекта. Однако проектировщики настаивают на своём решении. На сегодняшний день воля пользователя не изложена в виде документа, необходимого к исполнению. Оснований для принятия в производственных работах мнения пользователя нет никаких. Об этом известно всем, в том числе губернатору. Так что работы однозначно ведутся по согласованной документации.

Тут же выяснилось, что комитет по культуре Псковской области этот вопрос тоже рассматривал и принял решение настаивать на окраске стен в соответствие с проектной документацией.

- Видение Сенина о том, что там должно быть тёмное пространство, не совместимо с реставрацией федерального памятника. Сенин за свои пожелания ответственности не несёт. Завтра придёт Есенин вместо Сенина и захочет красный цвет фойе. И что? – поделился личным мнением один из членов комиссии.

В-третьих, пока остались вопросы, которые связаны с ведением авторского надзора. Но они относятся не к строителям, а к московским реставраторам – ООО «Фирма ГИПРОКОН Л-Д». По мнению Ирины Голубевой, есть разница между предложенными в проекте «выкрасками» и теми, которые уже сделаны на экспериментальном участке фасада ярким оранжево-коричневым цветом.

- Это более яркий колорит по сравнению с тем, что предлагался. Была выбрана раньше изысканная окраска полутонами. Есть опасность, конечно, что колорит полутонами в нашем климате очень быстро станет одинаково сероватым. Но тем не менее обновлённый театр после реконструкции должен быть красивым, - считает Голубева.