Его артисты - в основном школьники, начиная с самых младших классов и кончая теми, кому уже 15 и больше. Подрастая, ребята уходят во взрослую жизнь, зачастую их будущая профессия не связана со сценой. Впрочем, и главный режиссёр театра (а иногда сценарист, костюмер, бутафор) Марина Жарикова в прошлой, «дотеатральной», жизни была инженером. Сейчас официально её должность называется так: заведующая сектором массовых мероприятий музея-заповедника «Изборск».
Побег от суеты
- Марина Валерьевна, во времена перестройки люди вашей специальности шли в «челноки», в продавцы на рынок. Как вы выбрали театр?
- В середине 90-х, когда моя профессия оказалась ненужной (да и завод, где я работала, приказал долго жить), мы с мужем решили: пора! Пора бежать от городской суеты. И уехали жить в деревню, в дом, который когда-то за бесценок был куплен под дачу. Это был Псковский район, село Гора-Каменка, что в 4 км от знаменитого Милётово. Там мы и обосновались. Правда, через некоторое время я, признаться, заскучала и попросилась на работу в местный Дом культуры. Совхоз «Лесные поляны» ещё процветал, но когда экономические реформы докатились и до нашей глухомани, хозяйство рухнуло в одночасье. Когда я пришла в ДК, то отопления там уже не было, а в фойе зимой можно было кататься на коньках. Но было желание попробовать себя в новой ипостаси, так и появился детский театр «Подснежник».
-Трудно было начинать?
- Интересно. Когда мы предложили ребятам местной школы попробовать себя на новом поприще, то, судя по их загоревшимся глазам, они были готовы на всё! Скажи я им: давайте прыгать с крыши без парашюта, - согласились бы. Их легко можно было понять! Из развлечений - один телевизор, а организованного досуга - никакого, вот они и бросились (как, впрочем, и я сама) в новое дело с головой. Нам тогда здорово помог глава района - ныне покойный Вячеслав Васильевич Сукманов. Как-то наша заведующая пригласила его на Масленицу. Думала, что не приедет, но он - неожиданно! - появился, посмотрел наш спектакль, обошёл потом весь Дом культуры, увидел лёд в фойе, и… нам были выделены средства на отопление. Более того, Сукманов уже тогда подумывал о развитии туризм. Была даже идея создать новый маршрут «Псков-Виделебье-Милётово-Никандрова Пустынь-Псков». С обязательным условием: заезжать к нам, познакомиться с самодеятельными артистами… Но судьба распорядилась по-другому: вместе с Вячеславом Васильевичем ушла и его идея.
«Мы играем в театр»
- Как вы оказались в Изборске? И что стало с вашим первым театральным детищем?
- В Изборск меня пригласили работать. Просто пришла пора попытаться идти дальше… Горько признавать, но наша Гора-Каменка была из числа неперспективных: рухнул совхоз, разъехались и молодые кадры. Дошло до того, что у нас в деревне не осталось ни одного ребёнка. Но мне было очень жаль уезжать. Когда я получила приглашение начать работать в Изборске, то первыми об этом узнали мои артисты. Конечно, все огорчились, но - вот удивительная мудрость крестьянских детей - они мне сказали: надо делать, как вам будет лучше. Мы разъедемся, а вы так здесь и останетесь? Это был решающий аргумент в пользу Изборска. Хотя чувство вины всё-таки осталось.
- У вас есть какие-то особые критерии отбора в труппу?
- Никаких. Берём всех - хоть шепелявят, хоть картавят... Единственное требование - желание работать, остальное приложится.
- А что же вы делаете?
- Мы играем в театр. Большую часть репетиций занимает общение. Умение общаться - это ведь тоже великий дар. Наш театр помогает детям в этом. Мы разговариваем: о том, как ребята представляют себе пьесу, её героев, в чём видят логику поступков персонажей. Мне бы очень хотелось, чтобы наши артисты поняли главное: люди не делятся на плохих и хороших. Очень многое зависит от обстоятельств, в которые попадаем мы сами. И жизнь никогда не бывает двухцветной: чёрной и белой. Тут тоже многое зависит от твоего к ней отношения.
Наши все
- Тем не менее ваш театр называют фольклорным. Нет ли в этом противоречия?
- Нет, потому что наряду с какими-то народными обычаями, которые мы обыгрываем на сцене, у нас есть и свои, почти местные пьесы. Из народных традиций и воспоминаний о войне родился наш спектакль «Про маму, папу, бим-бом и войну». В его основу легли детские воспоминания изборянки Екатерины Петровны Чистовой, которая совсем маленькой пережила оккупацию. Мы репетировали почти 4 месяца, и всё это время очень много разговаривали: лично мне как режиссёру было важно понять реакцию детей на те ужасы, которые пережили в войну их дедушки и бабушки.
- А сказки в репертуаре есть?
- Конечно. Это пушкинские «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Жених». Сюжет последней, с точки зрения сегодняшнего дня, вообще чистый ужастик. Есть у нас и другой, почти сказочный, спектакль - это «Изборские байки». Мы создали его на основе воспоминаний нашего земляка Николая Петровича Дроздова, который всю свою жизнь записывал разные местные истории и легенды. Если судить по ним, то особенность изборской ментальности заключается в следующем: всё, что есть великого и интересного в этом мире, на самом деле происходило не где-нибудь, а именно у нас. Коренные жители, например, с усмешкой слушают историю про встречу княгини Ольги и князя Игоря, потому что все в Изборске знают: дело было не в Выбутах, а именно у нас. И Пушкин здесь бывал! Только не вздумайте разубеждать в этом жителей посёлка - всё равно ни за что не поверят.
Смотрите также:
- А. Семчев: «Для всех я - «Толстяк» →
- «Телевизор не смотрю. Стыдно!» →
- Простыми словами о сложном... →