Комиссар и тайный агент?
По одной из легенд, в юности Михаил Шолохов был схвачен самим Нестором Махно, но его отпустили, так как Шолохов не признался батьке, что он красный комиссар.
- Отец мне сам об этом рассказывал, - говорит Светлана Михайловна. - Как-то он - совсем молодой парень - ехал на лошади по степи, и его схватил разъезд махновцев. Повели в хату. А там - сам Нестор Махно. Папа удивился, что Махно совсем маленький, низкорослый, худощавый. Тот хотел сначала отца расстрелять. Думал, что Шолохов - красноармеец. Но за него вдруг заступилась какая-то женщина: «Батька, ну что же ты с детьми воюешь?!» Тогда Махно папу отпустил, сказав на прощание: «Чтобы я тебя здесь больше не видел!»
А комиссаром отец никогда не был. Наверно, легенда эта возникла после того, как папа упомянул, как он «комиссарил»: во время работы в продотряде подправлял размер налога в меньшую сторону. Ведь деньги забирали у очень бедных семей. Его поймали на обсчёте и отдали под суд. К счастью, всё обошлось.
Об отношениях Шолохова и Сталина ходит много слухов. Согласно одним, Сталин считал Шолохова достойным писателем и благоволил к нему. Другие уверены в том, что Шолохов был тайным агентом вождя народов в писательской среде.
- Вождю почему-то импонировало, что папа его честно и открыто критиковал. Однажды спросил: «Неужели вам не надоело, что на всех стенах - Сталин, в воздухе - Сталин, в газетах - Сталин?» А Сталин ответил: «Человеку нужен божок. Тот, кому веришь и молишься. Пусть это будет Сталин». Если папа чувствовал свою правоту, он шёл до конца. Была у него как-то встреча со Сталиным и Горьким. Речь шла о Корнилове. Сталин начал с упрёков: «Что это вы его изображаете таким героем?» На это отец спокойно ответил: «А он и был герой. Честный, храбрый и талантливый военачальник». Отец никого не боялся. Однажды пришёл к Сталину и заявил, что он за своих друзей, которых посадили в 1938 году, даёт голову на отсечение. Сталин очень серьёзно посмотрел на Шолохова и поинтересовался: «А вы не очень дёшево цените свою голову?»
С властью на «ты»
С Хрущёвым у Шолохова не сложилось таких близких отношений, как со Сталиным. А вот к Брежневу писатель всегда обращался на «ты». Многие считали, что Брежнев чем-то обязан Шолохову, поэтому терпел такое панибратство.
- С Брежневым отец действительно был на «ты». Они встретились на Украинском фронте. Оба полковники, они случайно пересеклись в одном из разбитых городков. Брежнев не знал, что перед ним писатель Шолохов, а Шолохов не знал, что это будущий генеральный секретарь. Они отыскали единственное уцелевшее здание, чтобы переночевать. Дальше ехать было опасно - можно было попасть на минное поле. И вот папа и Леонид Ильич легли на большом широком столе на одну шинель, другой укрылись. Так и переночевали. Спустя годы отец узнал в новом генсеке полковника, с которым разделил ночлег. Напомнил Леониду Ильичу о том моменте. И они перешли на «ты». Но папа к Брежневу относился скептически. Ему не нравилась эта показушная любовь вождя к наградам и объятиям.
Но самый главный миф о Шолохове - что он присвоил себе авторство «Тихого Дона». Эти слухи возникли с момента первой публикации романа и продолжают муссироваться до сих пор.
- О том, что автор «Тихого Дона» не мой отец, начали говорить ещё в 1929 году. Папа - молодой, горячий - возмутился и потребовал, чтобы провели расследование и пресекли на корню эти разговоры. Создали комиссию под патронатом Марии Ульяновой, сестры Ленина, - она тогда была в «Правде» ответственным секретарём. Отец привёз в эту комиссию все черновики и записи, которыми пользовался при написании «Тихого Дона», свидетельства очевидцев. В итоге его авторство признали, в «Правде» опубликовали статью, что автор «Тихого Дона» Шолохов, а за клевету на него можно и под суд пойти. Неприятные разговоры на какое-то время прекратились, возобновившись уже практически перед его смертью.
Возможно, слухи эти никак не утихали из-за того, что отец не мог предоставить оригинал рукописи. В войну пропал весь архив отца, который хранился в Вёшенской. Станицу непрерывно бомбили, все уезжали в спешке, захватив лишь то, что было жизненно необходимо. До архива в такой обстановке руки не дошли. Очевидцы рассказывали, как после попадания снаряда в наш дом рукописи разлетелись и их ветром носило по всей Вёшенской. Один солдат, из любопытства подняв один листок, увидел, что это черновики Шолохова, и постарался собрать. Возил эти листки с собой всю войну, даже до Берлина довёз. А потом передал их Всеволоду Вишневскому. А тот уже отцу переслал. Эти 178 страниц «Тихого Дона» теперь хранятся в Пушкинском доме.
Был ещё один вариант рукописи, который отец привёз на комиссию в 1929 году. Папа не любил таскать с собой багаж, поэтому после расследования оставил текст «Тихого Дона» у единственного своего друга - Василия Кудашова. Папа посчитал, что, раз его авторство признано, черновики ему не пригодятся. Про эту рукопись он вспомнил уже после войны и спросил у Матильды, жены Кудашова, который сам к тому времени уже умер в немецком концлагере, не осталось ли у неё дома его бумаг. На что она, глядя отцу в глаза, ответила: «Нет, во время войны в квартире был пожар, и всё пропало». Когда Матильда умерла, её квартира досталась дальней родственнице. И та отдала нам рукописи, которые на самом деле Матильда сохранила.
Споры по поводу авторства «Тихого Дона» тянутся до сих пор, хотя пропавшие рукописи уже обнаружены и опубликованы. Когда я спрашивала отца, почему люди никак не успокоятся, он ответил, что зависть не знает покоя.
Смотрите также:
- Ильич: живее всех живых: В Псковской области около 30 памятников вождю пролетариата →
- Подвижница из Волышова. Красавицу-усадьбу ещё можно спасти →
- Возвращение домой →