Документальный спектакль
«АиФ»: - Александр, признаюсь, вы меня несколько удивили, предложив провести наше интервью по «Скайпу»…
А.Д: - Вообще-то я программист по образованию. Это многое объясняет. Разумеется, я слежу за техническим прогрессом и беру на вооружение его достижения.
«АиФ»: - Вы наверняка уже слышали, что американцы купили лицензию на производство у себя программы «Что? Где? Когда?». Как считаете, в Штатах игра приживётся?
А.Д: - Насколько я знаю, с Америкой только ведутся переговоры. По лицензии программу производят пока лишь в Белоруссии, Украине, Грузии и Азербайджане.
«АиФ»: - В этом году программе исполняется 35 лет. По телевизионным меркам - срок невероятно большой. На ваш взгляд, в чём феномен этого шоу?
А.Д: - Во-первых, концепция игры удачно совпала с менталитетом советского и постсоветского зрителя. Всё-таки коллективное творчество не очень свойственно западным людям, хотя сейчас ситуация заметно меняется. Во-вторых, программа создавалась гениальным режиссёром Владимиром Ворошиловым. Он сумел собрать высококлассную команду, которая выдавала и выдаёт высококлассный продукт. И в-третьих, Ворошилов называл придуманную им игру «документальным спектаклем». То есть «Что? Где? Когда?» - это, по сути, первое реалити-шоу в нашей стране. Всегда интересно наблюдать, как здесь и сейчас люди проживают часть своей жизни. В игре все человеческие качества обостряются, сущность каждого становится видна насквозь.
«АиФ»: - То есть, если утрировать, то можно назвать «Что? Где? Когда?» интеллектуальным «Домом-2»?
А.Д: - (Задумывается.) Ну, если утрировать, то можно!.. В таком случае про фильм «Гусарская баллада» можно сказать, что это - попсовая «Война и мир». А ещё можно назвать нашу телеигру мыльной оперой «Умные тоже плачут».
Невежды и продвинутая молодёжь
«АиФ»: - Вы как-то рассказывали, что некоторые игроки чуть ли не годами извиняются за то, что когда-то дали неправильный ответ, тем самым подведя команду. А вам свойственны подобные переживания?
А.Д: - Нет, у меня нет комплексов на этот счёт. Это игра, и относиться к ней нужно как к игре, не более. Невозможно всё время выигрывать, и стремиться к этому глупо. Как только игрок начинает думать, как он будет выглядеть, не придётся ли потом извиняться, - в этот момент наступает его смерть как члена клуба, как игрока. Такое я наблюдал неоднократно.
«АиФ»: - А почему «Что? Где? Когда?» не может выходить в эфир, скажем, раз в неделю или раз в две недели?
А.Д: - Вы хоть представляете, что такое 52 или даже 26 прямых эфиров?! Каждую неделю делать прямой эфир с таким накалом просто невозможно! Если бы программа выходила в таком режиме, не выдержали бы ни игроки, ни съёмочная группа. Кроме того, я уверен, что невозможно каждый день есть пирожные. Рано или поздно они просто набьют оскомину. На протяжении последних 10 лет программа выходит в прямом эфире 17 раз в год. Думаю, этого достаточно.
«АиФ»: - Напоследок вопрос более глобальный: сегодня часто можно слышать мнения о том, что уровень образованности молодёжи неизменно падает. Что вы думаете на этот счёт?
А.Д: - Думаю, средний уровень остался тем же, что и в советские годы. Просто сегодня качество знаний среди молодёжи стало крайне полярным. В советское время не было таких невежд, как сегодня, но, с другой стороны, не было и такого количества крайне продвинутых молодых людей, как сейчас.
Досье
Александр Друзь родился в 1955 г. в Ленинграде. В 1975-м окончил индустриально-педагогический техникум, а после Ленинградский институт инженеров ж/д транспорта по специальности «ЭВМ». С 1981 г. участник программы «Что? Где? Когда?». Магистр игры, неоднократно удостаивался премии «Хрустальная сова». Директор игровых программ и ведущий на петербургском канале «СТО». Живёт в Санкт-Петербурге. Женат, отец двух дочерей.
Смотрите также:
- Были гости - стали клиенты! Эволюция общества за последние десятилетия глазами шеф-повара →
- Бортко: «Мне не стыдно быть патриотом!» →
- БГ: «Ребята, давайте обустроим мир» →