«Музыканты лечат души»

   
   

Беседовать с Геннадием Мироновым одновременно и легко, и трудно. Маэстро говорит быстро, ярко, образно, но при этом руководитель оркестра русских народных инструментов «Онего» настолько часто общался с журналистами за свои 30 с лишним лет бессменного руководства коллективом, что, кажется, не осталось тех тем, которые ещё не удалось обсудить. Поэтому «АиФ-Карелия», не мудрствуя, решили поговорить с Геннадием Мироновым о самых народных  темах: о балалайках, поп-музыке и футболе. 

- Геннадий Иванович, Вы руководите оркестром русских народных инструментов. Поэтому первый вопрос Вам как эксперту: а что народного осталось в этих инструментах, кроме названия? Ведь трудно сейчас найти деревню, в которой молодёжь играла бы на тех же балалайках…

- Все музыкальные инструменты, которые сейчас входят в состав любых оркестров, включая симфонические, были когда-то народными. Потом они прошли определённый путь, стали такими, как известны нам ныне, получили свою классическую форму – и уже  в этой форме возвращаются обратно, в  народ. Тот же путь проходят и русские народные инструменты. Сейчас вовсе не обязательно быть профессионалом, чтобы играть на музыкальных инструментах – можно просто получить музыкальное образование и музицировать в своё удовольствие. И Вы напрасно полагаете, что таких примеров нет – к примеру, совсем недавно, на празднике Дни Беломорской культуры мы видели примеры подобных самодеятельных коллективов, которые состоят не из профессиональных музыкантов, а из любителей. На Западе, там, где живут более спокойно и обеспеченно, такой досуг ещё более распространен, у людей есть время подумать о душе, и они занимаются музыкой в свободное время. Надеюсь, что и у нас такие времена наступят, а пока наш коллектив хранит народную душу, помогая сохранять национальную культуру и самобытность. К сожалению, за минувшие 20 лет мы вырастили циничное общество людей, ориентированных на потребление. В культуре это выражается в том, что всё вокруг заполонила «попса». Но это же – временное и наносное, а настоящее искусство сохраняется в веках, служит ориентиром для новых поколений.

- Но трудно, наверное, спорить с тем, что роль культуры, её место в обществе в наши дни сейчас меньше, чем те же самые 20 лет назад..

- В сложившейся ситуации роль культуры, наоборот, в 20 раз важнее, чем это было тогда. Культура обязана воздействовать на общество. Как медики лечат тело, так мы лечим человеческую душу. Мы обязаны помочь обществу избавиться от навязанных, злосчастных иллюзий, что в окружающем мире важна только прибыль. Мы должны воспитывать людей, помогать им осознавать, кто они такие, откуда пришли и куда идут. Культура в наши дни - это тот спасательный круг, за который может ухватиться разваливающееся общество. К сожалению, при этом сами деятели культуры сейчас поставлены в такое положение, что многим из них не до искусства. Когда я решился переехать в Карелию из Тольятти, бросив всё, что у меня там было, я знал, что это пойдет мне на пользу: моему духовному и профессиональному росту, а в бытовом плане я не пропаду. Так и случилось. Современные же музыканты вынуждены всю жизнь ютиться по общежитиям, съёмным квартирам, подрабатывать ради куска хлеба для своей семьи. Конечно, в такой ситуации трудно думать о творчестве. Впрочем, я не унываю: в нашем коллективе удалось сохранить традиции взаимопонимания, поддержки, тот микроклимат, который позволяет оркестрантам, несмотря на разницу в возрасте и жизненном опыте, ощущать себя единым целым. Поэтому наш оркестр способен противостоять тому, что я называю «попсой», и не только в музыке, но и шире - в жизни. Всему этому бездушному, циничному, потребительскому, что окружает нас.

- А сами Вы что предпочитаете слушать? Филармония часто привозит в Петрозаводск «звёзд» различного уровня...

   
   

- Мне, безусловно, нравятся выступления симфонического оркестра, а в целом.. я хожу на те, концерты, на которых я могу получить удовольствие, расслабиться или чему-то научиться. Ну, вот приезжала Пьеха, зашёл на 10 минут, послушал - и достаточно.

- А как Вы относитесь  к такой общенародной забаве, как футбол?

- Существующий сейчас футбольный фанатизм кажется мне своего рода лжепатриотизмом.  Форма выбрана не та. Слишком много агрессии. Хотя я сам – человек азартный, всегда смотрю и болею за матчи нашей сборной, и, к примеру, когда мы играли со Словенией, я после первого тайма принял снотворное, так как почувствовал, к чему всё идёт, и понял, что иначе не смогу после матча заснуть, буду ворочаться и переживать.

- Хватит о грустном, тем более в канун праздника. 8 декабря, в Ваш день рождения, в филармонии пройдёт творческий вечер. Чем Вы порадуете слушателей, какие сюрпризы им ожидать?

- У нас будут молодые голоса, будет хор, будет выступать мой сын, который специально приезжает из Екатеринбурга. Творческий вечер – это не юбилейный концерт, на который принято представлять некий отчёт за прошедший период, поэтому вся программа вечера будет построена на том, что мне близко, что пользуется популярностью у слушателей. Мы услышим то, что люблю я, и то, что любит публика. Я постараюсь поделиться с гостями вечера своей радостью, и, думаю, что это удастся.

Смотрите также: