Перегрев: предотвратить или справиться?

   
   

 

В холодном состоянии

 

Залог стабильной работы системы охлаждения - чистота и нормальный уровень антифриза. Достаточно заглянуть в расширительный бачок системы и убедиться, что жидкость визуально чистая. Если вы увидите осадок, муть или характерный ржавый оттенок - это показание к замене жидкости. В любом случае менять её нужно через каждые 60 тыс. км пробега или раз в два года: «старая» жидкость может стать причиной коррозии системы охлаждения. Лишь на некоторых марках авто используются «долгоиграющие» антифризы, способные работать по пять лет (об этом пишут в сервисной книжке). Не забудьте закрыть бачок после проверки! Уровень жидкости контролируют по меткам на боковой поверхности бачка.

Следующий шаг - проверка состояния радиатора. Нужно заглянуть через щели радиаторной решётки и убедиться, что соты теплообменника не забиты дорожной грязью, листвой или тополиным пухом. Если заметите непорядок, радиатор нужно промыть. Проделать это можно на любой автомойке, главное - всё сделать аккуратно. Проследите, чтобы мощным напором воды не повредили конструкцию. Радиатор с замятыми сотами ничуть не лучше грязного. Если на вашей машине установлен кондиционер, обязательно проверьте пространство между теплообменником (он установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя) и самим радиатором - там скапливается немало грязи. Очистка зазора требует демонтажа одного из теплообменников, поэтому лучше обратиться в сервис. Чистота обойдётся рублей в 500.

Убедившись в чистоте элементов, можно завести мотор. На этом этапе объекты контроля - термостат и вентилятор. Термостат - специальный клапан, контролирующий движение жидкости в системе. Пока мотор не прогрелся до рабочей температуры, он ограничивает подачу антифриза в радиатор. Чтобы проверить его исправность, нужно по мере прогрева двигателя контролировать температуру верхнего шланга радиатора. Он должен оставаться прохладным вплоть до достижения мотором рабочей температуры. И затем быстро прогреться. Если же он медленно прогревается вместе с мотором, значит, термостат неисправен и его нужно заменить. Замена потребуется и в том случае, если указатель на приборной панели «перешагнул» отметку нормальной температуры, а патрубки радиатора остаются прохладными или нагреваются медленно. Следующий пункт программы - вентилятор. Если двигатель прогрелся, а пропеллер молчит -  это повод срочно показаться «доктору».

Кипим!

Но если автомобиль уже перегрелся, это не повод впадать в панику. Стрелка указателя температуры поползла вверх - значит, система пытается из последних сил спасти мотор. Нужно  ей помочь. Одна из хитростей - включить обогрев салона на полную мощность. Это поможет «сбить» температуру. Если стрелка на приборной панели всё равно приближается к красной зоне, нужно остановиться. Сразу глушить мотор не стоит. При работающем двигателе жидкость продолжает циркулировать по системе, позволяя предотвратить термоудар. «Печка» салона частично отводит тепло, давая вам время разобраться в происходящем.

Осторожно откройте капот. Если вентилятор радиатора не вращается, есть шанс остудить двигатель, поливая радиатор (и ТОЛЬКО радиатор) холодной водой. Подойдёт даже жидкость из бачка омывателя. Если из расширительного бачка или из-под пробки радиатора вырываются клубы пара, нужно быстро остановить двигатель. И только после того как мотор остынет естественным путём, искать причину неисправности. Ни в коем случае нельзя поливать раскалённый двигатель прохладной водой или доливать её в систему до тех пор, пока агрегат не остынет.

Смотрите также: