Об этом - Владимир ДЕМЕНТЬЕВ, главный редактор журнала «АвтоГазоЗаправочный Комплекс + Альтернативное топливо», член комитета Торгово-промышленной палаты.
От «Линкольна» до тракторов
- У НАС применяются два вида газомоторного топлива. Это смесь пропана и бутана, а также природный газ, метан. Но если в Аргентине на газе ездит каждая вторая машина, то Россия по этому показателю - в конце списка.
Чем выгоден газ? Он в три раза дешевле бензина. Если тот в среднем стоит 21 руб. за литр, то эквивалент природного газа (а это 1 кубометр) - всего 7 руб. Любую машину можно легко переоборудовать. Причём, ведя её, вы даже не будете обращать внимания, на чём едете. Компьютер сам следит за этим. Бензин кончился - он переключится на газовое топливо. Кроме того, увеличивается ресурс двигателя - он работает на треть дольше. Значит, по статье «капитальный ремонт двигателя» расходы сократятся на 30-35%. Наконец, в машине, работающей на газе, в 1,5 раза реже меняют масло. Мы подсчитали: если перевести хотя бы 1 млн. государственных машин на газ (транспорт ЖКХ, милицию, «скорую помощь»), то экономия бюджетных средств составит более 150 млрд. руб. в год! Кстати, в США на газе ездит даже президентский «Линкольн».
Второе предложение касается сельхозтехники. Сегодня на неё тратится 12-15% всего жидкомоторного топлива России. Те агрохозяйства, которые перевели технику на газ, ощутили реальную экономию. Теперь они забыли, что такое сезонные колебания цен на топливо, они не зависят от поставок солярки и других нефтепродуктов. И топливо для трактора в поле обходится в три раза дешевле. В итоге снижается себестоимость продукции. Значит, в масштабах страны понизятся цены на обычных продуктовых рынках.
Дело в трубе?
ДАЖЕ в Москве на данный момент работают всего 16 метановых заправок и около 100 - пропан-бутановых. Почему же «Газпром» не занимается развитием этого перспективного направления? В то время как Европе предложили сделать целую сеть метановых станций, в России за 7 лет собираются построить 200 АГЗС. Это очень мало. По той же причине «Газ-
пром» не занимается доставкой сжиженного природного газа по территории России (а это было бы очень удобно жителям труднодоступных районов - одной цистерны деревне хватит на всю зиму). Ответ прост: выгодней гнать газ по трубам. Ведь за каждый метр прохода капают денежки. Примечательно, что, по расчётам принадлежащего «Газпрому» НИИ, продажа газомоторного топлива в России принесёт ему больше прибыли, чем продажа газа по трубе за границу. Плюс появятся новые рабочие места на сервисных станциях, АГЗС и пр.