Земли вокруг Пушкинского заповедника скупаются по баснословным ценам. Всегда ли по закону?
Земельный вопрос, когда-то с кровью разрубленный большевиками, снова стал подлинным камнем преткновения. Во всяком случае, для жителей деревни Кокорино Пушкиногорского района, которые прислали в нашу газету письмо-призыв о помощи, вопрос встал именно так.
Money, money...
Если исключить эмоциональную составляющую про "заезжих коммерсантов", организовавших "рейдерский захват организаций на территории поселка", про "аферистов, которые умалчивают о подлинной стоимости земли", и т.д., то суть обращения сводится к имущественному спору. Спору между теми, кто по закону имеет право на земельные паи в хозяйстве, и лицами приезжими, оборотистыми, которые имеют на вожделенные участки определенные коммерческие виды. Ситуация вокруг кокоринских владений усугубляется еще и тем, что земли СПК имени Пушкина граничат со знаменитым заповедником. При этом близость к вотчинам "мятежного гения" делает конфликт более пикантным.
По словам жителей деревни Бугрово, которая граничит со знаменитым Михайловским парком, еще в прошлом году стоимость сотки земли там достигала $1,5 -2 тысяч. Не меньше просят в окрестностях сельца Петровское. Если учесть возросший уровень инфляции, то нетрудно предположить, что этой весной за поля сельхозтоварищества вдоль живописных берегов Великой и Сороти можно выручить не одну тысячу "зеленью". Понятно, что жители Кокорино, которые когда-то крестьянствовали на этой земле, но потом бросили этот тяжелый и неблагодарный труд, оставшись пайщиками СТК, не хотят упускать шанс.
И пусть выгода пока виртуальная, но зачем отдавать возможные доходы заезжему дяде? Вполне естественно, что многие (в том числе и те, кто писал это письмо) не понимают, почему нынешнее руководство СПК не дает им возможность выделить надел, став полноправным владельцем своей земли.
Процесс пошел...
Если суммировать услышанное, то все началось в 1992 году, когда земли хозяйства были разделены на паи (всего получилось 482) и розданы членам совхоза. С тех пор каждый знал: где, грубо говоря, "лежит" его кусок. Не так давно вышел закон об обороте сельскохозяйственных земель, который - уже во всероссийском масштабе - дал толчок к формированию рынка земли. При этом в Кокорино окончательно закрепить свое право должно было историческое в определенном смысле собрание всех пайщиков. Прошло оно летом прошлого года, где путем честного и открытого голосования за каждым был закреплен надел.
- Но потом начались какие-то непонятные дела. В течение всего этого времени идут суды, протесты и тому подобные проволочки, цель которых - оспорить решение собрания и перераспределить наделы в самых живописных местах района в пользу скупщиков, - рассказала Людмила Ивановна Кузмина, одна из тех, кто подписал письмо. Сама она пенсионерка, много лет отработала в хозяйстве и не без основания полагает: все идет к тому, что следующим шагом станет вывод земли из сельскохозяйственного оборота. Солидарен с нею и Владимир Иванов. В недавнем прошлом он возглавлял СПК. По его словам перекупщики через суд неоднократно пытались опротестовать решение собрания.
- Районный суд встал на сторону местных жителей и признал его правомочным. Однако участники передела земли подали протест в областную инстанцию. Заседание должно пройти в конце этой недели. Что там решат - трудно предположить, но желающих получить выгодные земли немало, поэтому я не думаю, что этим процесс и завершится.
При этом наш собеседник убежден: те, кто затягивает дело, ведут дела не самостоятельно, а в интересах третьих лиц, пытающихся построить свой бизнес в районе.
Еще не вечер!
Понятно, что иная позиция в самом СПК. Во всяком случае, там полагают, что письмо было написано людьми, чей моральный облик, скажем так, далек от идеального.
- Они сами продали свои доверенности на владение наделами, а теперь застрадывают, что продешевили, - рубанула с плеча "пушкинистка" - нормировщица хозяйства Зинаида Огурцова. - А эти подписи (она ткнула куда-то в середину листа) - и вовсе поддельные. Ко мне, например, тоже подъезжали и предлагали продать пай по доверенности за 50 тысяч, но лично я отказалась.
- Еще не вечер, - многозначительно закончила наша собеседница. И тут же рассказала о том, как развивается производство. В частности, сейчас у них работает 20 человек; не так давно закончился сев ("30 гектаров овса посеяли - жалко, что семена кончились"), что стадо у них небольшое - всего 70 голов. Сам же председатель СПК Алексей Захаров считает, что череда судов уже завершилась, и если у кого-то есть желание выделиться, то проблем не будет. Кроме одной...
- Через 3 недели должен пройти арбитражный суд, который, скорей всего, признает наше хозяйство банкротом. И это вполне понятно: долгов у нас больше 2,5 млн. рублей. Но делать все равно что-то надо!
Оптимизму, с которым Алексей Геннадьевич смотрит в будущее, можно позавидовать. Если получится именно так, как он рассказал, то проблему в отдельном взятом хозяйстве можно считать решенной.
Все по закону!
Тем не менее проблема скупки паев по доверенности стала в области повсеместной. Причем там, где в свое время хозяйство делить не стали, у людей нет имущественных претензий. Как следствие - обстановка более спокойная. Взять хотя бы пушкиногорский плодово-овощной питомник, где все земли сохранили в целостности. Несколько по-другому поступили их соседи в СПК "Белогуль". Там руководитель хозяйства, понимая, что рано или поздно встанет проблема, когда каждый пожелает забрать свой пай, сам занимается их скупкой: земля должна оставаться средством производства, а не предметом спекуляции. И все-таки пессимистов в этом вопросе гораздо больше. Во всяком случае, Лариса Селезнева, глава Пушкиногорской волости, убеждена:
- Сколько бы люди ни возмущались, по закону действия всевозможных агентств по продаже недвижимости, частных риэлторов лежат в правовом поле. Они ничего не нарушают, но когда народ видит, как перед ними широко раскрываются двери всех управлений и ведомств, какие опытные юристы (в том числе и государственные чиновники!) их консультируют, какие при этом тратятся денежные средства, никто не сомневается, что на их глазах творится беззаконие. И убедить в обратном людей, которые всю жизнь прожили на этой земле, очень трудно.
Смотрите также:
- Кто за это в ответе? В Пскове может рухнуть канализационно-насосная станция →
- Надо чаще судиться! Как привлечь к ответу чиновника? →
- Женщина рискнула пойти против системы →