Два года противостояния

   
   

Это уголовное дело, длившееся целых два года, по праву займет свое место в анналах уникальных расследований УВД Псковской области. Не только благодаря ювелирно проделанной работе - преступник был обличен по одному, случайно уцелевшему в пожаре отпечатку пальца. Расследование стало возможным благодаря стойкой позиции семьи, два последних года прожившей в постоянном ожидании смерти.

Два года город Великие Луки сотрясали пожары. Большую часть из них классифицировали как поджоги. Большинство пострадавших - предприниматели, потерявшие в огне магазины, машины, дома. Народная молва приписывала огненный беспредел местным бандитским группировкам, которые таким образом наказывали не желавших платить земляков. Пока судить об этом трудно. Известно лишь, что из трех десятков умышленных поджогов раскрыто было около трех. Большинство "погорельцев" предпочитали решать проблемы "по собственным каналам", без сотрудничества с милицией. Большинство, но не все.

Два года назад в квартире Андрея Р. (имя изменено), владельца не самой крупной великолукской строительной компании, раздался телефонный звонок. Неизвестный мужской голос сообщил, что предприниматель "должен" 350 тысяч долларов: "Кто мы - неважно. Не отдадите - будет хуже". Андрей отказался. Через два дня, около 7 утра, когда он выходил на работу, его подкараулили двое людей в масках и с битами в руках. Били сильно, но не насмерть - чтобы "соображал" быстрее. Предприниматель обратился в милицию. И по-прежнему отказывался платить. Правда, уже наученный опытом, предпринял меры предосторожности. В частности, спрятал сына в другом городе - у родственников.

Два-три месяца вымогатели ограничивались лишь звонками и все более настойчивыми "просьбами" денег. Злоумышленники следили за жертвой, особо не скрываясь, изучили распорядок дня его и его близких. Иногда делились наблюдениями: "Мы знаем, где сейчас находится твоя баба. Не боишься за нее?" А потом, прямо средь бела дня, под окнами офиса вдруг полыхнула машина Андрея. Пожарные нашли остатки поджигательного устройства...

- Мы работаем честно, и никому ничего не должны, - эти слова стали для семьи почти молитвой. Они не сдавались, требовали расследования. - Пусть даже убьют, мы не бросим это дело.

- Это редчайший, к сожалению, случай в милицейской практике, - рассказывает о тех событиях следователь по особо важным делам УВД по Псковской области Александр Козаев. - Обычно люди "ломаются" либо в самом начале, либо после первых актов устрашения. Только благодаря несгибаемости этой семьи дело удалось довести до суда.

После первого поджога Андрей принял дополнительные меры безопасности. В частности против поджога - расставил в каждом углу квартиры огнетушители. Они пригодились очень скоро, когда в 3 часа ночи заполыхал его гараж. Пожар удалось потушить своими силами. Как и в случае с машиной, было обнаружено самодельное поджигательное устройство - баллон с бензином и детонатором. Преступник сплоховал на этот раз - бросил пакет, в котором нес нехитрый "самодел", перед гаражом. На обрывке пакета уцелел отпечаток его пальца, который удалось идентифицировать и сделать основой для обвинительного заключения. Кстати, Андрей сам нанял профессионального адвоката, который помогал поддерживать обвинение в суде.

Но перед этим был еще взрыв. Граната РГД-5 полетела в окно, когда дома была вся семья. К счастью, обошлось без жертв. Преступники не знали, что Андрей установил в окна специальные, армированные сеткой стекла. Граната отскочила от них. Взрыв прогремел во дворе.

К этому времени следствие уже располагало данными о предполагаемых преступниках. Информацию подкрепило имя владельца машины, с которой велась слежка (Андрей запомнил ее номер). Дактилоскопическая экспертиза отпечатка с пакета помогла установить основного подозреваемого - 27-летнего жителя Великих Лук Дмитрия Виноградова. Во время следствия он давал показания, что поджоги ему заказали некие "старшие товарищи". Но на суде от прежних показаний отказался и "деятельно раскаялся" в одиночку. Суд определил ему меру наказания в виде 2, 5 лет лишения свободы. За пережитый семьей Андрея ужас - слишком мягко. Но таково российское законодательство. Поджог, вне зависимости от последствий, не относится у нас к разряду тяжких преступлений. Как образно пояснил Александр Козаев, "за 15 убитых человек дают пожизненное заключение. За 15 сожженных - до 5 лет".

Этой весной семья Андрея Р. - сын, жена и мать - наконец вздохнула облегченно. Впрочем, особых иллюзий они не испытывают. Ведь срок получил только один преступник. Его сотоварищи попритихли, но надолго ли?

- Мы не должны прятаться от бандитов. Преступники должны сидеть в тюрьме, - так Андрей прокомментировал окончание расследования длиной в два года. Но с предпринимательской деятельностью пока предполагает закончить. - Вот только последний жилой дом закончим. А там видно будет...

Смотрите также: