В N18 от 30.04.08 г. мы рассказали, как в одночасье был разогнан отдел угрозыска в ОВД г. Великие Луки. Двое милиционеров уже отбывают срок, пятеро сейчас ждут суда. Основанием для обвинения двоих из них в превышении служебных полномочий стала жалоба некоего гражданина Карповича, имеющего неоднократные проблемы с законом.
В ней он сообщил, что его с целью "выколотить" показания зверски избили. Оперов осудили, определив им по 4 года лишения свободы. По ходатайству адвоката суд изменил заключение на условное наказание. Однако Ю. Ишков, прокурор Великих Лук, не согласился с решением, посчитав его мягким.
Первое заседание по новому рассмотрению этого дела состоялось 29 июля. По словам самих подсудимых, по всей видимости, разбирательство будет долгим. Хотя бы потому, что сторона защиты потребовала отвода судьи, который ведет процесс. В минувшую пятницу все документы на этот счет были переданы в областной суд, и теперь слово за региональной Фемидой. Что же касается помощника прокурора Михаила Курганова, который, как следовало из теста публикации, тоже имеет некоторое отношение к этому уголовному делу, то, несмотря на то что ему было объявлено неполное служебное соответствие, он продолжает выполнять свои должностные обязанности.
Напоминаем, что поводом для административного взыскания стало то, что минувшей весной М. Курганов, управляя "Тайотой-Каролле", был остановлен бойцами УБОПа. Автомобиль оказался краденым, а номера вообще числись за каким-то бензовозом. Как следствие - помощник прокурора был лишен водительских прав. Но свой пост сохранил.
Как выяснилось, подобных непонятных "ментовских" историй хватает и в Пскове.
Дело N1. "Ботиночки"
Руслан Тихонов - потомственный военный. После службы в спецназе выбрал работу в милиции. За 4 года работы старшим оперуполномоченным 1 ГОМ Пскова достиг самых высоких показателей по отделу: 36 раскрытых тяжких преступлений за год. Для тех, кто понимает: это работа на износ.
Три года Руслан доказывал, что не совершал преступления, по которому его осудили. Из милиции пришлось уйти - "оперская" зарплата в 10 тысяч рублей не позволяла оплачивать услуги адвоката. А он был необходим, потому что правду псковскому оперу пришлось искать в Верховном суде РФ.
Узнал... ботинки
Ночью 18 мая 2005 года Руслан находился на очередном дежурстве. Около полуночи поступило заявление, что на Рижском проспекте группа лиц совершила грабеж. Преступников задержал ОМОН. Грабители дали признательные показания. Спустя 4 месяца Руслана неожиданно вызвали на опознание в прокуратуру. Как выяснилось, сестра одного из преступников написала жалобу, что ее брат был якобы избит милиционером. Кстати, сам избитый заявления так и не написал. На опознании опера поставили в ряд со статистами, которые, вопреки закону, были на него абсолютно не похожи внешне, значительно младше. На вопрос следователя: "Узнаете ли вы в этих людях того, кто вас избил?" - "пострадавший" грабитель ткнул пальцем в ботинки Руслана: "Похожие были на избивавшем меня человеке" (кстати, остальные статисты были в кроссовках).
И "кухня" завертелась. Решением городского суда Руслан был признан виновным в превышении служебных полномочий и приговорен условно к 3 годам лишения свободы с лишением права на такой же срок занимать должности в системе МВД. Суд не остановило ни расхождение в показаниях "избитого" грабителя (то его "били" в кабинете, то в камере, то сам подрался), ни "опознание" по ботинкам. Ни даже тот факт, что сам избитый в суде трижды заявил, что Руслан - НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК, который его бил. Не вдаваясь в юридические тонкости, заметим, что в ходе "расследования" были допущены грубейшие процессуальные нарушения. Все это отметила коллегия по уголовным делам областного суда, признавшая Руслана невиновным и отменившая приговор горсуда. Но по кассационному представлению прокуратуры решением суда против Руслана было возбуждено надзорное производство. И в апреле этого года Президиум областного суда в апреле этого года вновь признал его виновным.
Первый за 10 лет
- Я решил до конца отстаивать свою невиновность. Хотя три года этого непрекращающегося бреда "сломали" и моих родных, и жену, и даже адвоката. Они устали, предлагали прекратить эту борьбу и не верили уже, что можно добиться справедливости. Денег в семье не было совсем, все уходило на адвокатов, поездки. Я влез в несколько кредитов. За эти 3 года я потратил 121 тысячу рублей. Сейчас еще не расплатился. Но я так воспитан: у нас в семье все идут до конца. И еще твердо знал, что невиновен.
Когда Руслан отсылал документы в Верховный суд, многие говорили, что без приличных денег туда лучше "не лезть".
- Я никому ничего не платил. В Москву мы поехали с адвокатом и женой Снежаной. Но жена ждала у входа на лавочке - боялась, что сдадут нервы. На заседании меня, пожалуй, впервые внимательно выслушали и не перебивали. Суд совещался минут пять. И вынес постановление: невиновен. А присутствовавший на заседании представитель прокуратуры РФ лично извинился передо мной за такую "работу" коллег.
Заседание Верховного Суда совпало с днем рождения Руслана:
- Так что я как бы родился во второй раз. Первым чувством, которое испытал, была гордость: я доказал, что невиновен и что деньги решают не все. Мне еще сказали, что впервые за последние 10 лет был оправдан псковский милиционер.
Но Псков этого милиционера, похоже, потерял::
- Я обязательно вернусь. Это мое дело, которое я знаю и люблю. И работать в другом месте, даже за большую зарплату, я не согласен. Только работать в Пскове, опять пересекаться с теми, кто 3 года пытался меня осудить, я уже не смогу. Наверное, уедем на родину жены. Думаю, там без работы не останусь. Но перед этим я обращусь в суд о взыскании с виновных морального и материального ущерба. Я думаю, что люди, устроившие мне и моей семье этот 3-летний кошмар, должны ответить. Хотя бы материально.
Дело N2. "Угоны"
В начале этого года на пресс-конференции по итогам 2007 года прозвучали цифры, что отделение по раскрытию преступлений, связанных с автотранспортом, раскрыло 7 организованных преступных групп.
Лучшие на Северо-Западе
Начальник УВД по Пскову Виктор Петров отметил, что кражи и угоны автомобилей в городе продолжают оставаться одним из распространенных преступлений. В 2007 году раскрываемость в отделении составила порядка 60%. Кстати, в среднем по Северо-Западу эта цифра не превышает 20%. А раскрываемость угнанных автомобилей отечественных марок в Пскове составляла тогда 90%!
А через 3 месяца после знаменательной пресс-конференции, в конце апреля, 32-летний начальник отделения по угонам автотранспорта Владимир Лобко неожиданно пишет заявление "по собственному желанию" о переводе его на нижестоящую должность - старшим оперуполномоченным в отдел по особо тяжким преступлениям против личности. Его заместитель Сергей Библев тоже "по собственному" пишет рапорт о переводе на нижестоящую должность в отделение по имущественным преступлениям. Получается, что отделение, занимающееся "одними из самых распространенных преступлений", осталось практически обезглавленным...
Беспредел на Плехановском
Экс-начальник отделения по раскрытию преступлений, связанных с автотранспортом,Владимир Лобко проработал на этом месте почти 7 лет. В должности начальника - последние 4 года. Своеобразный рекорд: те, кто возглавлял эту "горячую" структуру до него, "держались" в среднем года по 2.
Молодой, энергичный опер вывел отдел в лидеры, несмотря на отсутствие самого необходимого для работы оснащения, того же компьютера например. Для преследования автопреступников отделение располагает двумя потертыми "Жигулями" - 7-й и 14-й моделей. Без проблесковых маячков и спецномеров - то есть, по сути, преследовать преступника такая машина не может(!).
Тем не менее больших дел за операми числится немало. Семь раскрытых преступных групп за год - это лишь сухая статистика. Еще несколько дел просто не успели дойти до суда в отчетный период. Самым памятным из всех стало, пожалуй, дело на Плехановском посаде.
Там в частном доме обосновался предприниматель - беженец из Прибалтики. Открыл автомастерскую и поначалу "отстегивал" бандитам энную сумму из заработанных средств. А потом решил прекратить эту практику. Дабы примерно его наказать, преступники проникли к нему в дом, похитили бытовую технику, ружье, две машины. Чтобы замести следы, подожгли дом. Уже через неделю оперативники из "угонного" отдела смогли не только установить преступников - их было 5 человек, но и вернуть пострадавшему похищенные вещи. Еще одним крупным делом стала поимка преступной группировки, специализировавшейся на дорогих немецких машинах. Кстати, мать одного из задержанных работает юрисконсультом в УВД области.
Нас пытались запугать?
День милиции - 10 ноября прошлого года - преподнес операм из "угонного" отделения очередной "подарок". Неизвестными лицами в Пскове была угнана дорогая машина - "Мицубиси-Лансер". Через несколько дней "ушла" еще одна. После третьей стало очевидно, что по "Мицубиси" работают "сериальщики" - так на милицейском сленге называют воров, специализирующихся на определенном виде угонов. Отделению Лобко удалось достигнуть положительных результатов в расследовании.
Но над "ретивыми" операми вдруг начали сгущаться тучи, которые и привели к фактическому "обезглавливанию" отделения. Месяц назад против Владимира Лобко было возбуждено уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий". Официальных комментариев от правоохранительных структур нам получить не удалось. Свое мнение относительно того, почему работа одного из лучших подразделений городского УВД по сути оказалась разваленной, нам высказал экс-начальник этого отделения Владимир Лобко:
- В последние 2 года работы наше отделение постоянно получало нарекания со стороны руководства, что мы каким-то образом "повязаны" с преступным автобизнесом. Поскольку такого рода слухи мне были непонятны, я постоянно ставил перед руководством вопрос: давайте пристально разберемся в ситуации, проведем проверку нашей деятельности. Никаких официальных проверок в отношении нашего отделения не проходило, а слухи лишь немного стихали после поимки нами очередной преступной группы.
Мои множественные попытки инициировать проверку не давали конкретных результатов, лишь усиливали прессинг на работников моего отделения со стороны ОСБ области. Дошло до того, что двое оперативников отделения были публично задержаны на улице города в послерабочее время. Ребят привезли в УБОП, обращались с ними очень некорректно. Зачем нужна была эта провокация? Нас пытались запугать таким образом?
Могу сказать, что мы достойно делаем свою работу. Работаем, не считаясь с личным временем, семейными делами. Бывало, что по две недели мы делили кров с бомжами - в засаде комфортно не бывает. С начала года на мои вопросы о сути происходящего я получал лишь туманные ответы: наша задача направить работу отделения в другое русло. 28 апреля я написал рапорт о переводе меня на другую должность, не связанную с автотранспортом, чтобы прекратить все нападки и уйти от незаслуженных взысканий. Возможно, это прозвучит несколько высокопарно, но я проработал в милиции достаточно долго, люблю эту работу и считаю ее единственно важной в моей жизни.
И еще я могу твердо заверить: если я продолжу работу в отделе по угонам и нам будет оказана та помощь, о которой я неоднократно просил руководство, мы за год сможем искоренить ВСЕ квалифицированные кражи автомашин в Пскове.
Дело N3. "Меня пытали"
Когда молодой оперативник Константин Кузьмин пришел работать в Завеличенский отдел милиции, за плечами он имел уже очень солидный опыт: 5 лет в ВДВ, Чечня, Косово, награды и медали за доблесть.
Скоро Константин стал профессионалом-"сериальщиком". Одно из его самых громких дел - поимка вора, в течение долгого времени похищавшего магнитолы из машин: порядка 200(!) эпизодов и больше 2,5 миллиона рублей ущерба.
- В последние годы всех "сериальщиков" на Завеличье ловил я. Помимо моего наставника Руслана Тихонова меня многому научил Володя Лобко, я на него равнялся в работе. Он действительно сыщик от бога.
В феврале этого года в доме на Ольгинской набережной была совершена квартирная кража. По изъятым там отпечаткам пальцев установили личность "визитера" (он доставлялся в медвытрезвитель, "пальчики" были в картотеке). Расследование поручили Кузьмину. Преступник был объявлен в розыск и задержан через пару недель.
Будучи доставленным в отдел милиции, задержанный стал сразу же стал хвастаться знакомством с "влиятельным человеком" - сотрудником отдела собственной безопасности (ОСБ) при УВД Псковской области. Впрочем, этот человек скоро "проявился" и сам: позвонил в "дежурку" и попросил милиционеров "уладить дело миром во избежание большого геморроя". Милиционеры отпускать "героя" отказались. И "геморрой" не замедлил случиться. После выхода из отдела задержанный написал заявление, что его... пытали, причем зверски. От "зверских пыток" (с его слов не менее 20 ударов) остались две царапины на ладошке миллиметра в 2 длиной.
Расследовать это дело вызвался уже знакомый милиционерам по приватным звонкам знакомец задержанного из ОСБ. В июне этого года приказом УВД Псковской области Константин был уволен из милиции. Свою невиновность он сейчас доказывает в суде:
- 5 августа городской суд подтвердил правомерность моего увольнения. Я думаю, что судья приняла такое решение под давлением, потому что до этого на заседаниях неоднократно высказывалась в мою пользу. Я буду оспаривать это решение в областном суде и дальше пойду, если понадобится. Я знаю, что работал честно. На протяжении 4 лет моей работы в угрозыске объективно был одним из лучших сотрудников. Поэтому хочу через суд восстановить справедливость. А потом... уволиться из милиции, но уже по собственному желанию. Работать в системе, в которой сотрудники милиции не защищены абсолютно, я больше не хочу.