По-честному или по-черному?

   
   

Избирательная кампания по выборам депутатов различного уровня, проходящая в Псковской области, вышла на финишную прямую. До дня голосования - 11 марта - остается всего ничего: меньше двух недель. Не случайно, что именно на последнюю декаду приходится пик всевозможной активности кандидатов. Все стараются донести до избирателя свои плюсы, чтобы выделиться из толпы претендентов и как можно лучше запомниться.

Вместе с тем с приближением даты выборов активизируется и применение так называемых "грязных" избирательных технологий. Ведь несмотря на то, что у нас в стране, да и в области тоже, законодательство в этом отношении постоянно ужесточается, любителей "опустить" своего оппонента-соперника на выборах меньше не становится. Не помогает и создание всяческих союзов "За честные выборы!" и подписание кандидатами всевозможных деклараций и пактов о ненападении. По мнению самих "черных пиарщиков", их профессия никогда не умрет, покуда есть на работу постоянные заказчики.

Одним из первых пострадавших от "черного PR" на выборах в Псковскую городскую Думу стал ее нынешний председатель Леонид Трифонов. На округе, где Трифонов уже в третий раз баллотируется в депутаты, была распространена газета "Один день 7 канала", содержащая оскорбления и клевету в адрес председателя Думы. Согласно приведенным выходным данным, ответственным за выпуск была обозначена Н. А. Никифорова. Пикантность же ситуации заключается в том, что Наталья Никифорова, являющаяся коллегой Леонида Трифонова по Думе, также зарегистрирована кандидатом в этом же округе. Не секрет, что г-жа Никифорова (более известная как Наталья Митрофанова, главный редактор телекомпании "Телеком") по очень многим вопросам является принципиальным оппонентом Трифонова. Свое причастие к выходу газеты-листовки Никифорова категорически отрицает, намекая на то, что кто-то хотел ее просто подставить.

Не прошло и недели, как опять же в округе N15 была распространена еще одна "грязная листовка" якобы уже от имени самого Трифонова, где напечатаны нелицеприятные "наезды" на ту же Наталью Никифорову и ее мужа - секретаря городского отделения партии "Единая Россия" Сергея Никифорова. В выходных данных листовки указано, что она отпечатана якобы на принтере Псковской городской Думы и оплачена Леонидом Трифоновым. Сам председатель городской Думы прокомментировал происходящие события достаточно лаконично, заявив, что он "попал в системную травлю".

Согласно данным территориального избиркома на 19 февраля, было подано 10 заявлений от кандидатов в Псковскую городскую Думу с жалобами на "черный PR" в их отношении. Так что пока именно кампания по выборам городских депутатов идет не очень "чисто". Хотя к процессу начали присоединяться участники областных выборов, в том числе политические партии.

Например, с заявлениями в прокуратуру и избирком обратились представители "Справедливой России". 21 февраля в Острове активисты "СР" задержали молодых людей, распространяющих клеветнические материалы, посвященные "Справедливой России", лидеру ее псковского отделения и кандидатам. По словам "эсеров", задержанные заявили о том, что всего по области выделено 60 специальных машин для развоза вышеназванной печатной продукции.

Первые потери в избирательной борьбе понесла и "Единая Россия". По области буквально прокатилась волна хулиганских действий по отношению к объектам наглядной агитации "партии власти". В Пыталово билборд "Единой России" порезали на мелкие кусочки, в Дно - сожгли, в Пушкинских Горах - украли целую конструкцию, а в Себеже "политвандалы" из билборда "единороссов" зачем-то вырезали изображение медведя. Факты порчи "единороссовского агитпропа" были зафиксированы и в самом Пскове. Здесь же, кстати, партийный офис регулярно подвергается набегам политических граффити-мастеров, считающих "Единую Россию" нехорошей, а потому выражающих свои мысли в виде нецензурных надписей на стенах.

Примечательно, что активным участником агитационной кампании остается и Союз Правых Сил, который, как известно, был не допущен до участия в выборах. СПС или, по крайней мере, те, кто ими представляется, нашли весьма оригинальный способ распространения своей выборной газеты. Например, в Красногородске газетку со слоганом: "Чтобы прокормить собаку, надо 4 тысячи в месяц, а людям власть установила прожиточный минимум в 2" - особому контингенту избирателей вручают ... в точках подпольной продажи алкосуррогата. Жаль, не объясняя при этом, чья ж собака так "кучеряво" живет. Но предпринимательская жилка развита что надо. Человек покупает "товар", а во время его употребления можно и заняться собственным политпросвещением.

По прогнозам экспертов, в последнюю неделю перед выборами применение "черных технологий", несомненно, интенсифицируется. Многие кандидаты и партии попросту не могут предложить избирателям ничего конструктивного. Вот и приходится им любым способом "валить" своих соперников. Однако чреда выборов, прошедших в нашей области за последнее десятилетие, уже научила большинство наших сограждан достаточно критично относиться к выборным агитматериалам, поэтому в конце концов избиратель сможет отделить "зерна от плевел" и понять, где белое, а где черное.

Смотрите также: