Теперь за проезд по федеральным трассам грузовиков массой свыше 12 тонн нужно платить из расчета 1,53 руб за 1 км – в качестве компенсации за ущерб, который эти тяжелые фуры причиняют дорожному покрытию.
Почему не обкатали?
И хотя первоначально предполагалось установить вдвое большую оплату - 3,06 руб за 1 км – новшество спровоцировало акции протеста по всей стране. Не стал исключением и Псков. На прошлой неделе псковские дальнобойщики дважды собирались, чтобы продемонстрировать свое несогласие с новыми правилами.
- Во-первых, мы и так уже платим два налога за одно и то же – я имею в виду транспортный налог и акцизы, заложенные в стоимость ГСМ. А с введением платы за проезд таких налогов получается уже три, - поясняет свою позицию пскович Алексей, владелец 4 большегрузных автомобилей. – А во-вторых, в той же Германии, на которую у нас так любят ссылаться, подобную систему бесплатно тестировали в течение 2 лет. Нашу же систему «Платон» запустили практически без «обкатки», и уже в первые дни стали происходить сбои. А сбой в программе означает для нас потерю денег, которые мы заплатили. В той же Германии дальнобойщики платят за проезд по дорогам уже по факту, тогда как нас обязали вносить деньги заранее, авансом.
- Новая система окончательно закроет тему теневых перевозок и уберёт с дорог остатки старой техники. И я считаю, что это хорошо, - говорит он. – А если система будет работать без сбоев, то и в нашей работе никаких дополнительных сложностей не возникнет. Перечень партнеров-перевозчиков останется прежним, поскольку наша компания и ранее заказывала машины лишь у тех, кто работает официально, безо всяких оплат перевозки наличными и прочих пережитков 90-х годов. Заметного повышения цен на их услуги и, в конечном счете, на товары в наших магазинах быть не должно - введенная оплата пути составляет ничтожный процент в себестоимости перевозки.
Зачем такие штрафы?
Но даже те, кто в целом одобряют новые правила, считают чрезмерно суровым наказание за их нарушение. Так, за проезд без оплаты по федеральным трассам водителей собираются штрафовать на 5 тыс руб, для индивидуальных предпринимателей эта сумма составит 40 тыс руб, для юридических лиц — 450 тыс руб.
Впрочем, законодатели, а вслед за ними и чиновники, по сути, уже признали, что «погорячились» с утверждением столь высоких сумм. На прошлой неделе группа депутатов Госдумы, в том числе и наш земляк Михаил Брячак, внесли законопроект о значительном снижении штрафов. Они считают, что штраф для индивидуальных предпринимателей и юрлиц должен составлять не больше 10 тыс рублей. Кроме того, народные избранники предложили вообще приостановить сбор платы с фур до 1 января 2017 года.
Вскоре последовал и официальный комментарий от Минтранса о том, что совместно с депутатами ГД уже разработаны поправки в закон. В частности, предлагается снизить до 50 тыс. рублей штраф за неоплату проезда по федеральным трассам, а за повторное нарушение установить его на уровне 100 тыс. рублей (а не 1 млн руб, как сейчас для юридических лиц).
Причем в Минтрансе уточнили, что до принятия этих поправок никто не будет штрафовать водителей российских фур за такие нарушения.
Нелепое решение
Николай Рассадин, директор псковского гипермаркета:
- Введение платы для фур за проезд по федеральным дорогам считаю абсолютно нелепым решением, потому что все дальнобойщики и без того уже платят транспортный налог. То есть, мы наблюдаем двойное налогообложение, что противоречит как здравому смыслу, так и российскому законодательству.
Цены на продукты и другие товары в результате, конечно, вырастут, в том числе и в нашем гипермаркете. Сейчас мне сложно сказать, на сколько. Но даже если всего на какие-то копейки, не нужно забывать, что это наши с вами копейки, наших земляков, многим из которых сейчас и без того приходится непросто.
В собственности нашей сети – 3 большегруза, поэтому мы были вынуждены зарегистрироваться в системе «Платон». Но кто бы дал гарантию, что перечисленные туда нами деньги действительно будут потрачены на ремонт дорог?
Страдают регионы
Игорь Сильченков, первый заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по транспорту:
- Федеральные дороги, взимание платы за проезд и контроль за тем, как будут соблюдаться новые требования – прерогатива федеральных структур. Могу лишь сказать, что введение платы для большегрузных автомобилей – давно назревший шаг. Другое дело, что теперь многие водители фур в целях экономии, скорее всего, чаще будут выбирать региональные трассы, отчего те станут разрушаться более интенсивно.
Но по территории области проходит огромная сеть региональных дорог и каждый год выделять огромные суммы на ее содержание, мягко говоря, не из чего. Поэтому я целиком одобряю инициативу депутатов областного Собрания, которые уже попросили российских законодателей принять федеральный закон, позволивший бы регионам взимать плату с большегрузных автомобилей в счёт возмещения вреда, который многотонные машины наносят региональным и местным дорогам.
Конечно, внедрение такой системы потребует больших вложений, и уже сейчас нужно начинать искать инвестора. Потому что введение платы за проезд фур по региональным дорогам – это только вопрос времени.
Сборы во время кризиса
Михаил Брячак, первый заместитель председателя Госдумы по транспорту:
Закон, на основе которого правительство решает изымать плату, принимался в 2011 году, когда была совершенно иная экономическая ситуация: высокая стоимость нефти, низкий курс доллара. Экономическое благополучие позволяло вводить дополнительные платы на некоторые нужды, в том числе и на восстановление дорог федерального и регионального значения. Тогда, в 2011 году, технико-экономическое обоснование показывало , что на один грузовик будет нагрузка по году от 3, 5 тыс руб – на основании этих параметров и был принят закон. Сегодня Постановлением правительства, вступившим в силу 15 ноября, определен уровень сбора 3 руб 73 коп с одного километра! В среднем 110 тыс с одного грузовика в год! Штрафные санкции, которые предусмотрены этим постановлением- 40 тыс на физическое лицо или 450 тыс - на юридическое, конечно непосильны. Тем более система не прошла тестовый период. Есть сбои в её работе. А перевозчик ставится в зависимость от этих ошибок. К тому же «Платон» требует предоплаты за предстоящий месяц. Ресурсы людям изыскивать негде, кроме как брать кредиты. В итоге стоимость фрахта удорожала на 17-18 %. Удорожание продукции, продуктов первой необходимости - на 4-5 руб за кг. Это в свою очередь резко снижает покупательскую способность населения и приводит к инфляции в 3-4 %. Мы выступили с предложением пересмотреть ставки, а самое главное, сроки и вводимые штрафы. Дело в том, что нигде в мировой практике в период кризиса никакие сборы не вводятся. По прогнозу Минэкономразвития выход из кризиса и рост ВВП будет начинаться через два года, поэтому мы просили правительство передвинуть сроки и принять тестовую систему в течение двух лет без взимания платы. Также ставим вопрос о снижении штрафов и пересмотре условий платежей не по предоплате, а по факту. Правительство предусмотрело отсрочку взимания штрафов до 1 мая 2016 года, кроме Москвы и Московской области, где в тестовом режиме, по их мнению, эта система адаптирована и может функционировать. Горячая дискуссия по поводу этой системы продолжается, ведь все это может привести к серьезным социальным последствиям. И правительство, понимая это, идет на некоторые уступки. Но мы ими пока не удовлетворены.