Родом из Пундровки
«Сколько себя помню, просыпался часов в 5-6 утра в родной деревне Пундровке, что по дороге к Новоржеву, а отец уже стучит – валенки перед работой катает. Да у меня и дед, и прадед катали. А может, кто и раньше этим мастерством из предков владел – уж я так далеко не копал».
Самого Евгения Ивановича, по его же словам, жизнь заставила вернуться к фамильному ремеслу. Работал в Пушкинских Горах, в Пскове на машзаводе. А после перестройки, уже в 90-е, приступил к валенковалянию, благо станок от родителя остался. Сначала катали с отцом, до 75 лет тот не отходил от дел. Сейчас ему 92 года, так один и остался в родной деревне, так сказать, последний из Пундровки. Ни за что к сыну в Пушкинские Горы переезжать не хочет, как тот ни уговаривает. Кстати, дедушка перед выходом на заслуженный отдых накатал себе и супруге несколько пар. Правда, за эти годы сносить все успел, благо сын-мастер имеется.
«Мы все в валенках ходим, всей семьей. И дочка по квартире питерской. И мы по дому, и по улице. В ботинках – только на выход. А что? Нога отдыхает, ей удобно и комфортно. А как экологично – ведь дышит!»
Руки - в ноги - почесали
Кстати, ни одного подобного мастера в своей округе он больше не знает, так что Евгений Иванович – единодержец. А те валенки, что на рынке в областном центре продают, - так, привозной заводской ширпотреб. Уж во что руки вкладывать надо, так это в ноги, то есть в валенки.
Шутки – в сторону, труд и впрямь ручной. Сама понаблюдала за технологией процесса. Уж Евгений Иванович показал настоящий мастер-класс!
Сначала берется килограмма 2-2,5 шерсти (в зависимости от размера) - и в шерстечесальную машину. Агрегату лет 60, тоже по наследству мастеру от отца достался.
Станок ровненько ту шерсть вытягивает и причесывает - получается такая, как говорит мастер, куделина. После берем лекала нужного размера, обнимаем, обтягиваем, закручиваем куделину вокруг лекала, потом все это заворачиваем в тряпицу, расправляем и трём, крутим, и трём и крутим. Получается заготовочка о-очень большого размера.
Вот после этого начинается самая грязная работа - и все ручками-ручками. Берем кипяток и начинаем промывку. Поливаем водой и катаем часа полтора. И только потом на колодку натягиваем. А сколько грязи вымывается - жуть. Овцы -то бегают везде, шерсть грязная, сальная. А обувь должна получиться чистенькая да вкусно пахнущая. От начала процесса до конца шерсть примерно в два раза в весе теряет - столько грязи из нее вымывается.
Потом на колодочки - и в сушилку. И это ещё не всё. После 12-часовой обсушки надо валенок шкуркой натереть, чтоб гладкий был, так сказать, отполированный. Мастер может изготовить обувь от самой маленькой (на годовалого дитя) до 47-го размера. А вот вышивкой модниц не балует - некому заняться, его думы - о качестве.
Бараний колор
Ценятся больше всего валенки белого цвета, они и мягче, и удобнее, чем черные. Нет, краски никакой нет, ну вот ни грамма. Цвет зависит исключительно от цвета шерсти барана, которую ему фермеры доставляют.
За свою работу Евгений Иванович ручается – никакой примеси нет в обуви, поэтому носить их – не сносить. По технологии во время катания можно купорос добавлять, чтоб процесс ускорить. Но самому приятно ли парами химическими дышать?
Насчет моли тоже беспокойства нет, ни одна тварь еще к нему не залетела, тем более что она темноту любит, а шерсть – материал нежный, на свету храниться предпочитает. А вот по продолжению дела беспокойство имеется. И хоть хорохорится Евгений Иванович, что на пенсию уйдет не скоро, кому дело-то передавать, кто земляков дышащей обувью снабдит? Бывает, правда, приходят, интересуются. Но людей обувать - работа нелегкая и грязная. Тут руки надо приучить, чтобы работали.