Примерное время чтения: 4 минуты
796

Смотрящие за воротами в Европу. Один день на границе с Эстонией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Псков 22/10/2013

17 октября. 60 километров от Пскова в сторону Изборска, многосторонний автомобильный пункт пропуска  «Шумилкино» (МАПП). Здесь мне предстоит провести ближайший день, вместе с таможенниками стоять на страже экономической безопасности Родины. И это не высокие слова - за девять месяцев 2013 года поступления от ведомства в федеральную казну составили 15 миллиардов 650 миллионов рублей.

Легковые, но не лёгкие

Навесы, под которыми происходит осмотр легкового автотранспорта, - самое бойкое место на пункте пропуска. По словам государственного таможенного инспектора Елены КОРНИЛЬЕВОЙ, в спокойные дни здесь проходит 600-700 машин в сутки.  А сколько их бывает в дни праздников, каникул! Смена - 24 часа, и всего два перерыва по 30 минут на обед. В таком нелёгком ритме Елена работает здесь уже 9 лет.

На посту тихо, очередей нет. Приступаем к осмотру: пожилой эстонец едет из Печор.

«Здравствуйте. Откуда вы, с какой целью, есть ли предметы, подлежащие обязательному письменному декларированию?» - все вопросы Елена задаёт вежливо, с улыбкой, громко и чётко. «Мы первые, кого видят въезжающие. По нам судят и о стране. Мы должны быть на высоте. У нас есть свой «Кодекс этики», - поясняет Елена. Автомобилист открывает салон, багажник, вытаскивает «запаску». Всё в порядке, запрещённых к провозу вещей нет. Можно ехать дальше.

А вот и первые нарушители. По словам должностных лиц таможни, нарушение рядовое, таких бывает до 20 за месяц. Граждане Беларуси возвращаются домой из Литвы, через Россию, и «забыли» задекларировать 4 телевизора. Чудо цифровой техники с диагональю экрана около полутора метров, стоит в России около 250 тысяч рублей. Трое белорусов утверждают, что везут телевизоры «для себя», и потому заявлять о них не стали. Однако эта техника превышает нормы беспошлинного ввоза товара для личного пользования как по весу, так и по стоимости. В этом случае телевизоры подлежат обязательному письменному декларированию.  Надежды  «контрабандистов» рухнули - теперь их ждёт штраф. После его оплаты они могут вывезти технику за границу и тут же въехать обратно, уже задекларировав её в установленном порядке. Придётся заплатить и пошлину. Понурые путешественники оформляют документы и подсчитывают убытки. Впрочем,  масштабных нарушений бывает немного, обычно незадекларированной пытаются провезти всякую мелочь, на которую лень оформлять документы. Ведут в таможне и оперативную работу: о провозе крупных партий чего-то запрещенного обычно известно заранее и потенциальных нарушителей уже ждут.

Грузы, рентген и документы

Грузовые автомобили на таможенном посту осматривают отдельно. Инспекторы, работающие здесь, могут помочь в оформлении и осмотре легкового транспорта, обратная замена невозможна - технологии слишком разные. В грузовом автомобиле спрятать можно гораздо больше, поэтому надо быть особенно внимательным.

«С какими только уловками не приходилось сталкиваться нам в «лихие 90-е», - рассказывает начальник таможенного поста Геннадий ГОНЧАРОВ. - Например, чтобы не нарушить пломбу на дверях трейлера, их просто откручивали вместе с петлями, меняли груз и ставили обратно. Бывали тут и машины с двойным дном, с раздвижными крышами, с хитрыми полостями в кузове, где оборудованы тайники».

Все эти уловки напоминают игру в шахматы: нарушитель прячет, таможенник ищет. Тайные места, облюбованные нарушителями, давно известны, методички по досмотру регулярно обновляются. Сейчас желающих сыграть «в прятки» становится всё меньше. С 2008 года в арсенале стражей границы появились мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (МИДК). Это специальные рентгеновские установки, просвечивающие грузовик насквозь. Уже не получится под видом мороженого мяса провезти полный рефрижератор одежды. Или, наоборот, под тюками с одеждой - запасные части для автомобилей. Это реальные случаи, которые помог раскрыть МИДК. В эту установку грузовик попадёт позже, первым делом идёт визуальный контроль: цел ли тент, в порядке ли пломбы, соответствует ли вес груза заявленному.

Но основная работа при проезде грузовых машин - документальная. Нарушители могут выдать один груз за другой или провезти полный трейлер под видом едва загруженного.  Здесь без знаний всех юридических тонкостей оформления груза - никак. Пакет документов, получаемый водителем, впечатляет – их запечатывают в специальный непрозрачный конверт; специалисты, проводившие осмотр, ставят свои подписи. Теперь можно ехать. Расхожая фраза - таможня даёт добро - стала реальностью.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах