Примерное время чтения: 10 минут
912

Кроме компьютера ничего не надо? Почему дети не хотят ходить в школу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ - Псков 04/09/2019
Сергей Зоничев / АиФ

Корреспондент газеты «АиФ-Псков» поговорил с семейным психологом, кандидатом психологических наук Румией Калининой о том, отчего дети не хотят учиться, почему не нужно требовать «пятерок» и как поступить, если ребенок стал в классе изгоем.

Главное – выбрать учителя

- Румия Рашидовна, с какими вопросами чаще всего к вам обращаются? С какими трудностями сталкиваются дети в школе?

Фото: Из личного архива/ Румия Калинина

- Если говорить про школу, есть три момента, которые могут вызывать трудности – это первый класс, далее переход в среднее звено, когда он стал подростком, и переход в новую школу.

Могут возникать проблемы, которые для родителей первоклассника оказываются неожиданными. Например, ребенок не успевает в плане темпа учебы. Он отвечает на вопросы, решает задачки, много знает, много читает. Но в школе темп совершенно другой, и ему сложно подстроиться. Быстро выполнять задания становится проблемой.

Вторая сложность, прямо противоположная, когда он излишне подвижен. Ему не усидеть, он что-то прослушал, что-то не так сделал. Неусидчивость легче прогнозировать, потому что она очевидна.  Станет ли это проблемой, на 70% это зависит от педагога. Когда родители приходят и обсуждают будущее поступление ребенка в школу, я всегда говорю –  выбирайте педагога, а не учебное учреждение. Потому что именно от него зависит, понравится ли ребенку в школе, захочет ли там учиться 11 лет, будет ли он туда ходить с удовольствием. Это очень важная вещь – выбрать учителя, потому что именно это обеспечит благополучие ребенка в школьном обучении.

- С чем приходится сталкиваться ребенку в средних классах?

- Если мы говорим о трудностях, которые могут поджидать ребенка при переходе в среднее звено, то это разноплановость требований педагогов. В начальных классах был только один педагог, который уже знает особенности ребенка. А здесь появляются новые предметы, новые учителя. Понятно, что не все будут искать индивидуальный подход к каждому ученику. Понятно, что у «предметников» много классов, и требовать от учителя повышенного внимания к каждому ученику было бы несправедливо.

И вот тут школьнику приходится приспосабливаться к разным требованиям. В итоге он считает одного учителя хорошим, другого плохим, просто потому, что его требования ему не понятны или не привычны.

Вот это наибольшая сложность. Плюс повышаются требования в среднем звене. Плюс ко всему подросток начинает задавать вопросы – зачем я учусь? Если раньше это было интересно, престижно, то уже новизна, прелесть, удивление проходит. Эти сложности накладываются на снижение желания детей учиться в принципе. То есть им уже интереснее общаться со сверстниками, отдыхать, слушать музыку. Эти взаимные причины могут порождать много сложностей.

Найти смысл жизни

дети рисуют
дети рисуют Фото: АиФ/ Арсений Костерин

- Что делать в таком случае? Как заставить ребенка учиться?

- Родители часто приходят в учебном году и жалуются, что ребенок раньше был отличником, а потом успеваемость стала падать. Если мы разговариваем с подростками, очень важно выяснять причину. На мой взгляд, ошибочное мнение, что дай только подростку волю, он вообще не будет ходить в школу, а будет гулять и есть чипсы. На самом деле всегда есть какая-то причина в плане накопленной неуспешности.

Представьте, если я даю любое задание. Вы его делаете легко и просто, я вас за это хвалю, поэтому вы будете и дальше это задание выполнять. А теперь другая ситуация: я вам даю задание, оно у вас не получается и дается трудно, тратится много сил. Вас за это не похвалили. А потом говорят  – давай еще раз его сделай. И еще раз. И через месяц. Чувствуете разницу? Это и называется накопленной неуспешностью. И тогда у ребенка возникает этот вопрос – ради чего я так мучаюсь?

Во-первых, нужно выяснить, что именно у ребенка не получается. Нужно найти стимул учиться, узнать, что ему интересно. Может, ему не нравится русский язык, зато он успешен в математике. Здесь важно подходить дифференцированно и не требовать от него пятерок по всем предметам. Родители должны понимать - школа нужна для того, чтобы определить, к чему у ребенка лежит интерес.

- А если ему вообще ничего не интересно? Сидит, играет в компьютер и больше ничего не надо.

- Его интерес к компьютерным играм можно трансформировать во что-то другое, например, увлечь его программированием. Но бывает и так, что подросток играет только чтобы убить время. Он просто не знает, что именно ему нравится. Значит, надо найти занятие по душе, предложить походить в разные секции, чтобы понять, какой вид деятельности его привлекает.

Нет таких детей, у которых смысл жизни ничего не делать. Мы все активны, в нас это заложено природой. Не бывает такого, что ему ничего не интересно. Так случается, что сфера интересов и способностей ребенка может лежать вне учебного пространства.

Опять же, не нужно ждать, что школьник будет круглым отличником и ругать его за «тройки». Если школьник любит петь или танцевать, он больше погружен в творчество, чем в точные науки. И может иметь плохие оценки по математике. Не стоит его за это ругать. Пусть он будет успешен в 2-3 предметах и акцентирует внимание на своих увлечениях, развивает их.

У меня есть очень печальный для меня пример. Однажды ко мне приходит мама и рассказывает: «Мой ребенок пошел в 8 класс. Ему учеба никогда не давалась легко, но я его заставляла, и он слушал. Но теперь у меня уже нет сил, и он категорически отказывается ходить в школу».

Я спрашиваю, какие есть увлечения у ребенка? Ему нужно доучиться и потом акцентировать внимание  на том, что он любит. Отвечает – нам некогда было тратить время на кружки, мы учились. Я недоумеваю: «Вы понимаете, что вам нужно срочно забыть сейчас  про школу и найти то, что нравится ребенку? Он 7 лет занимался нелюбимым делом, причем, судя по всему, не очень эффективно. И теперь ему нужно выпускаться, куда-то поступать. Он ни разу не занимался тем, что ему действительно нравится». И таким примеров полно. Детей могут годами заставлять ходить в музыкальную школу, когда это совершенно не то, что им хочется. Лучше предложите ему на выбор несколько кружков, пусть ходит, прислушивается к своим ощущениям и в итоге выберет, что больше всего нравится.

Как бы это странно не звучало, но не нужно зацикливаться на учебе. Школа – это обязанность, мы от этого никуда не уйдем. Мы не можем сказать детям – не хочешь, не ходи. И я считаю, что в этом есть дисциплинирующий момент. Но это должно быть частью жизни. Ребенок должен заниматься и тем, что у него получается, что ему нравится.

Ребенок - изгой

Фото: Коллаж АиФ/ Анна Прибылова

- Кстати, о дополнительных занятиях. Как не перегрузить ребенка кружками?

- Здесь нужно подходить индивидуально. Есть активные дети, которые справляются с нагрузкой, получают удовольствие от посещения разных секций, а есть те, кто начинает уставать. В таком случае, какой-то из кружков лучше убрать.

- Что делать, когда школьник не знает, куда поступать и еще не определился с профессией? На ваш взгляд, дети стали более инфантильные?

 - Сейчас наблюдается общая тенденция, когда взросление человека происходит позже, период детства увеличивается. В этом нет ничего плохого. Если выпускник не определил для себя, чего он хочет, высшее образование нужно воспринимать как время, когда он еще может подумать над своим будущим. Да, у родителей при этом возникает множество страхов, они стараются навязать свое видение, отправить получать востребованную, на их взгляд профессию. Но к мнению детей стоит прислушиваться и учитывать его.  

Родителям не стоит паниковать. Если они хотят помочь, разобраться, надо обращаться к психологам, пройти профориентацию. Сейчас этим занимаются не только в школах, но, к примеру, в Псковском городском Молодежном центре.

- Если ребенок в школе изгой. Что делать?

- Для начала нужно определить, что значит изгой – над ним издеваются или у него просто нет друзей среди сверстников. Последний вариант хоть и неприятный, но вполне возможный. Может случится так, что школьник просто не может найти общий язык со своими одноклассниками. Но у него могут быть друзья вне школьных занятий.

Но если над ним откровенно издеваются, обзывают, унижают, родителям нужно срочно вмешиваться. Разговаривать с обидчиками, их родителями, учителями. Ни в коем случае не принимать это как должное, мол, «меня тоже обзывали, от этого еще никто не умер». Если разговоры не помогают, лучше сменить класс или школу. Иначе для школьника это может стать травмирующим опытом, который он перенесет во взрослую жизнь.

Ко мне приходили 16-17-летние девочки и со слезами на глазах рассказывали, как их несколько лет гнобили в школе. А родители просто не обращали внимания на их жалобы. Всегда нужно обращать внимание, что именно беспокоит детей и бить тревогу, если  дочка или сын приходят из школы подавленными. Самое ужасное – когда дети живут с ощущением, что их никто не защищает, он один. Поэтому, самое главное, что нужно знать родителям – всегда поддерживать ребенка и постараться сделать так, чтобы ему было комфортно находиться  в школе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах