Памятная встреча, приуроченная к 100-летию со дня рождения архитектора-реставратора Юрия Спегальского, проходит в сквере на углу Съезжинской улицы и улицы Благоева. Она стала продолжением юбилейной встречи в Пскове, которая состоялась 3 июня - в день рождения архитектора.
Как сообщает «Фонтанка», в годы Великой Отечественной войны Юрий Спегальский, единственный в городе архитектор-верхолаз, занимался маскировкой и ремонтом высотных сооружений вместе с альпинистами. Впоследствии он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В доме 16 по Съезжинской улице Спегальский проживал в 1938-1945 годах.
Участники встречи собираются посадить в сквере два мемориальных именных дерева в память об архитекторе и его жене - ленинградском художнике-реставраторе Ольге Константиновне Аршакуни. Поскольку Спегальскй много лет своей жизни отдал реставрации памятников архитектуры Пскова, то и саженцы ясеня и липы привезены из Псковской области.
Место памятной встречи выбрано не случайно. Осенью 2008 года в этом сквере на Съезжинской свои именные деревья посадили балерина Алла Осипенко, кинорежиссер Александр Сокуров, актриса Лариса Дмитриева.
Юрий Павлович Спегальский известен как выдающийся знаток древнего Пскова, архитектор, реставратор, художник, автор книг о зодчестве псковских мастеров, неутомимый труженик, отдавший свой талант и силы родному городу. Родился в Пскове 3 июня 1909 года.
В 1939-1940 годах Юрий Павлович занимается исследованием Кирилло-Белозерского монастыря, восстанавливает в Пскове Гремячью башню и Вторые палаты Меншиковых. Во время Великой Отечественной войны он по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов занимается маскировкой высотных объектов.
В Ленинграде во время блокады он делает блистательную серию рисунков "По Пскову XVII века", где строго научная реконструкция памятников сочетается с мастерством тонкого графика. Работа эта была представлена на выставке 1944 года и вызвала восхищение специалистов.
Уже тогда Спегальский обдумывает концепцию архитектурного заповедника, которую он впоследствии применит при научном восстановлении Пскова. Именно применению концепции Спегальского послевоенный Псков обязан своей красотой и цельностью, своим самобытным обликом. Прежде всего, Спегальский рассматривает восстанавливаемые памятники в контексте их аутентичного окружения.
После немецкой оккупации и активных военных действий Псков был почти полностью разрушен и новая планировка проводилась с учетом выработанной Спегальским концепции. В древнем Пскове улицы располагались так, чтобы храмы были хорошо видны, занимали центральное положение. Важно было, чтобы в восстанавливаемом
Для исторической части города Спегальский составляет эскизные проекты 2-3-этажных домов, которые бы гармонично вписались в окружение памятников. Было восстановлено и древнее расположение улиц уже при новой их застройке, что было также частью концепции Ю. П. Спегальского. В 40-е годы подобный подход находил многих противников: приходилось бороться с теми, кто "утверждал новое" и принижал ценность старинной архитектуры для социалистического города.
После войны многие древние памятники находились в катастрофическом состоянии и Юрий Павлович проявлял исключительную изобретательность в их консервации, спасая их для будущих реставрационных работ. Там, где это было возможно, на основании глубокого изучения памятника в процессе реставрации, он старался восстановить его первоначальный вид, а не довоенное состояние, при котором памятник был искажен поздними пристройками, что практиковалось в XVIII-XIX веках.
Для этого необходимо было детальное знание строительного искусства и понимание логики работы мастеров прошлого, способность по материальным косвенным данным проследить многовековую историю памятника, восстановить его облик в разные исторические эпохи. По существу, Спегальскому удалось проникнуть в тайны псковского зодчества, не имевшего аналогов в Европе, восстановить в деталях строительные приемы и принципы древних мастеров.
В этом помогли ему практические строительные навыки, приобретенные в юности. Спегальский занимался не только реконструкцией и реставрацией храмов и гражданских сооружений Пскова, он стремится восстановить быт псковского средневековья. В частности ему принадлежат опыты реконструкции изразцовых печей, керамических киотов, интерьеров. Поражала его способность по найденной части восстановить целое. Параллельно он изучает летописные источники, фольклор, архивы. Псковские летописи становятся его настольной книгой.
Говоря о его заслугах в деле изучения и популяризации зодчества древнего Пскова, академик Д. С. Лихачев отмечал, что Спегальский был для старого Пскова тем же, чем был Апполинарий Васнецов для старой Москвы. Многие подлинные жемчужины древнего Пскова, возрожденные из руин и ставшие достоянием послевоенных поколений - дело его рук, воплощение его любви к родному городу.
Юрий Павлович Спегальский скоропостижно скончался 17 января 1969 года. На его рабочем столе остались недописанные рукописи, - работу он никогда не прерывал. Всю свою жизнь он посвятил сохранению исторической памяти своего народа.
Лучше всего его отношение к делу передает написанное его же рукой признание: "В свое время я очень страдал от сознания, что гибнут глубоко любимые мною памятники - создания милых моему сердцу псковских каменщиков. Я ежеминутно думал о них, чуть ли не о каждом камне. Когда шли дожди, я воображал, как вода впитывается в ничем не защищенную кладку, когда наступали морозы, я чувствовал, как они рвут камень и раствор, и не мог спокойно жить".