На авиабилетах всегда стоит точное время вылета. Зачем? Ведь каждый из нас наперёд знает, что рейс хоть на 10 минут, но задержат. Да что там задержат - хорошо, если вообще посадят в самолёт: билетов нередко продаётся больше, чем есть посадочных мест!
Дорогая задержка
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА! | |
---|---|
Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил, утверждённых приказом Минтранса РФ от 2007 г., в случае задержки или отмены рейса, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров: ✔ комнату матери и ребёнка - пассажирам с детьми до 7 лет; ✔ 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании более 2 часов; ✔ прохладительные напитки при ожидании более 2 часов; ✔ горячее питание при ожидании более 4 часов, далее каждые 6 часов днём и каждые 8 - ночью; ✔ гостиницу при ожидании более 8 часов днём и более 6 часов ночью; ✔ хранение багажа. |
По данным Росавиации, за прошлый год российские авиакомпании перевезли более 60 млн пассажиров - почти половину населения страны. Сотням тысяч из них не повезло - им пришлось томиться в залах ожидания из-за многочасовых задержек. Так, в 2011 г. компания «Вим-авиа» задержала 1020 рейсов - 15% от всех выполненных. А ведь были и такие, которые по 18% вылетов отправляли не по расписанию (см. таблицу).
Что грозит нарушителям за регулярные опоздания? Как пояснил «АиФ» Сергей Извольский, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта: «Росавиация может отозвать допуск перевозчика (к авиаперевозкам. - Ред.) в случаях, если более 10% от общего количества рейсов были выполнены с задержками более 2 часов по вине перевозчика в течение двух последовательных сезонов расписания ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта. - Ред.)». Однако на деле вину чаще всего перекладывают на плохую погоду или аэропорты, поэтому максимальное «наказание», которому подвергаются авиакомпании, - смехотворный штраф (и тот налагается в исключительных случаях, т. к. не предусмотрен Кодексом об административных нарушениях). Так, в ноябре «Сибирь» была оштрафована за многочасовые задержки двух рейсов из Новосибирска в Таиланд на 30 тыс. руб. Пострадал 281 человек. 94 пассажира потеряли почти двое суток отдыха. Люди с маленькими детьми ждали самолёта с 2 часов ночи до 7 часов вечера следующего дня, причём улетели они не в Таиланд, а в Иркутск! И лишь на следующий день, уже из Иркутска, - на Пхукет. Западно-Сибирская транспортная прокуратура оценила мучения каждого из пассажиров в... 106 руб. Но ведь и из них ни одной копейки не ушло в карман человека, оплатившего билет, - всё в госбюджет. А за предновогодние многодневные задержки рейсов в 2010 г. в Москве Роспотребнадзор наказал авиакомпании на общую сумму в 135 тыс. руб.! На официальный запрос «АиФ» о том, были ли приняты какие-либо меры по отношению к авиаперевозчикам-нарушителям по итогам 2011 г., Роспотребнадзор отвечать отказался. Видимо, нечего сказать...
Для сравнения: в ноябре Министерство транспорта США оштрафовало «American Airlines» на 900 тыс. долл. за то, что свыше 600 пассажиров провели более 3 часов на борту самолётов, находившихся на лётном поле. Получается 1500 долл. за человека.
Что посоветовать пассажирам, чьё терпение использует авиакомпания? Знать свои права и отстаивать их! (См. памятку на этой странице.) Однако хитрые перевозчики вовсю используют известные уловки - например, чтобы не оплачивать гостиницу, не объявляют о задержке рейса на 8 часов сразу, а выдают новости по чайной ложке - раз в час! Или отменяют рейсы, чтобы объединить два полупустых самолёта, - выдать талоны на еду им обойдётся дешевле.
Если рейс задержали на 4 часа, но не предоставили питания, а за 8 часов томления - гостиницу, покупайте всё на свои деньги, но сохраняйте чеки - вплоть до квитанции о пользовании платным туалетом. Отметьте на билете время прилёта в аэропорт назначения - это всегда можно сделать у представителя авиакомпании. Это главный документ, с которым вы сможете предъявлять материальные претензии авиаперевозчику.
Летаем по старинке
Кстати | |
---|---|
Всё чаще авиакомпании продают билетов больше, чем есть посадочных мест, и пересаживают «лишних» пассажиров на другие рейсы. В Росавиации нам рассказали, что обычно самолёты загружены на 75% - перевозчики таким образом «добивают недостачу». |
«Все отношения пассажира и авиакомпании регулируются Воздушным кодексом РФ, - говорит Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнёр гражданской авиации». - Согласно ст. 120 возмещение за задержку рейса составляет 25% от установленного минимального размера оплаты труда (с 2001 г. МРОТ для штрафов составляет 100 руб. - Ред.) за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. К сожалению, у нас многие правовые «авиадокументы» давно устарели».
«Воздушный кодекс, пролоббированный авиакомпаниями и принятый в 1997 г., сделал нас как пассажиров абсолютно бесправными, - сетует Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации союзов потребителей. - Кстати, что касается компенсаций за потерю багажа и различные травмы, то в этом случае наша страна до сих пор пользуется Варшавской конвенцией от 1929 (!) г., а все развитые и развивающиеся страны давно перешли на Монреальскую - 1999 г. Европейский гражданин за задержку рейса получает 200-600 евро в зависимости от времени ожидания, а российский - 25 руб. за час!»
16 января Янин выступал перед Дмитрием Медведевым с призывом присоединиться к Монреальской конвенции. Его поддержал Алексей Симановский, зампред ЦБ, - буквально накануне он потерял багаж. Президент ответил, что идея хорошая, но нужно посчитать, во сколько она обойдётся страховщикам...
«Вопросы о компенсациях будут решаться, - заверил «АиФ» Евгений Москвичёв, глава Комитета Госдумы по транспорту. - Разрабатываются законопроекты - один о страховании ответственности за неисполнение договора воздушной перевозки пассажиров, второй - об ответственности перед пассажирами на всех видах транспорта. Мы планируем внести эти законы в ходе осенней сессии. Вероятно, будут закреплены те суммы компенсаций за нарушение графиков и расписаний, которые сейчас прописаны у авиаперевозчиков».
Получается, депутаты снова пляшут под дудку авиакомпаний! Впрочем, что удивительного? Ведь они, как и другие представители власти, - пассажиры бизнес-класса, рейсов дожидаются в комфортных VIP-залах, а порой и летают на отдельных коммерческих самолётах.
АВИАКОМПАНИЯ | ВСЕГО ВЫПОЛНЕНО РЕЙСОВ | ЗАДЕРЖАНО | |
---|---|---|---|
Кто задерживал меньше всех | |||
Томск Авиа | 3316 | 25 | 1% |
Россия | 39 335 | 818 | 2% |
Аэрофлот | 122 559 | 2496 | 2% |
ЮТэйр | 76 931 | 1755 | 2% |
Сибирь | 50 934 | 1318 | 3% |
Трансаэро | 48 762 | 1888 | 4% |
Кто задерживал больше всех | |||
Sky express (Небесный экспресс) | 8097 | 1067 | 13% |
Когалымавиа | 2863 | 401 | 14% |
Вим-авиа | 6931 | 1020 | 15% |
Континент | 1243 | 181 | 15% |
Московия | 2095 | 348 | 17% |
Москва | 227 | 41 | 18% |
По данным Росавиации |
Наталья Бояркина, Ольга Доронина, Ольга Коробицына
Этот материал «АиФ» направляет в парламентские партии и кандидатам в президенты с просьбой прокомментировать ситуацию и принять меры. Мы будем следить за развитием событий.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть