Примерное время чтения: 8 минут
61

Оторвались от Земли

На авиабилетах всегда стоит точное время вылета. Зачем? Ведь каждый из нас наперёд знает, что рейс хоть на 10 минут, но задержат. Да что там задержат - хорошо, если вообще посадят в самолёт: билетов нередко продаётся больше, чем есть посадочных мест!

Дорогая задержка

                                                               
ЗНАЙ  СВОИ  ПРАВА!
Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил, утверждённых приказом Минтранса РФ от 2007 г., в случае задержки или отмены рейса, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров:
✔ комнату матери и ребёнка - пассажирам с детьми до 7 лет;
✔ 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании более 2 часов;
✔ прохладительные напитки при ожидании более 2 часов;
✔ горячее питание при ожидании более 4 часов, далее каждые 6 часов днём и каждые 8 - ночью;
✔ гостиницу при ожидании более 8 часов днём и более 6 часов ночью;
✔ хранение багажа.

По данным Росавиации, за прошлый год российские авиакомпании перевезли более 60 млн пассажиров - почти половину населения страны. Сот­ням тысяч из них не повезло - им пришлось томиться в залах ожидания из-за многочасовых задержек. Так, в 2011 г. компания ­«Вим-авиа» задержала 1020 рейсов - 15% от всех выполненных. А ведь были и такие, которые по 18% вылетов отправляли не по расписанию (см. таблицу).

Что грозит нарушителям за регулярные опоздания? Как пояснил «АиФ» Сергей Извольский, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта: «Рос­авиация может отозвать допуск перевозчика (к авиаперевозкам. - Ред.) в случаях, если более 10% от общего количества рейсов были выполнены с задержками более 2 часов по вине перевозчика в течение двух последовательных сезонов расписания ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта. - Ред.)». Однако на деле вину чаще всего перекладывают на плохую погоду или аэропорты, поэтому максимальное «наказание», которому подвергаются авиакомпании, - смехотворный штраф (и тот налагается в исключительных случаях, т. к. не предусмотрен Кодексом об административных нарушениях). Так, в ноябре «Сибирь» была оштрафована за многочасовые задержки двух рейсов из Новосибирска в Таиланд на 30 тыс. руб. Пострадал 281 человек. 94 пассажира потеряли почти двое суток отдыха. Люди с маленькими детьми ждали самолёта с 2 часов ночи до 7 часов вечера следующего дня, причём улетели они не в Таиланд, а в Иркутск! И лишь на следующий день, уже из Иркутска, - на Пхукет. Западно-Сибирская транспортная прокуратура оценила мучения каждого из пассажиров в... 106 руб. Но ведь и из них ни одной копейки не ушло в карман человека, оплатившего билет, - всё в госбюджет. А за предновогодние многодневные задержки рейсов в 2010 г. в Моск­ве Роспотребнадзор наказал авиакомпании на общую сумму в 135 тыс. руб.! На официальный запрос «АиФ» о том, были ли приняты какие-либо меры по отношению к авиаперевозчикам-нарушителям по итогам 2011 г., Роспотребнадзор отвечать отказался. Видимо, нечего сказать...

Для сравнения: в ноябре Министерство транспорта США оштрафовало «American Airlines» на 900 тыс. долл. за то, что свыше 600 пассажиров провели более 3 часов на борту самолётов, находившихся на лётном поле. Получается 1500 долл. за человека.

Что посоветовать пассажирам, чьё терпение использует авиакомпания? Знать свои права и отстаивать их! (См. памятку на этой странице.) Однако хитрые перевозчики вовсю используют известные уловки - например, чтобы не оплачивать гостиницу, не объявляют о задержке рейса на 8 часов сразу, а выдают новости по чайной ложке - раз в час! Или отменяют рейсы, чтобы объединить два полупустых самолёта, - выдать талоны на еду им обойдётся дешевле.

Если рейс задержали на 4 часа, но не предоставили питания, а за 8 часов томления - гостиницу, покупайте всё на свои деньги, но сохраняйте чеки - вплоть до квитанции о пользовании платным туалетом. Отметьте на билете время прилёта в аэропорт назначения - это всегда можно сделать у представителя авиакомпании. Это главный документ, с которым вы сможете предъявлять материальные претензии авиаперевозчику.

Летаем по старинке

                                                               
Кстати
Всё чаще авиакомпании продают билетов больше, чем есть посадочных мест, и пересаживают «лишних» пассажиров на другие рейсы. В Росавиации нам рассказали, что обычно самолёты загружены на 75% - перевозчики таким образом «добивают недостачу».

«Все отношения пассажира и авиакомпании регулируются Воздушным кодексом РФ, - говорит Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнёр гражданской авиации». - Согласно ст. 120 возмещение за задержку рейса составляет 25% от установленного минимального размера оплаты труда (с 2001 г. МРОТ для штрафов составляет 100 руб. - Ред.) за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. К сожалению, у нас многие правовые «авиадокументы» давно устарели».

«Воздушный кодекс, пролоббированный авиакомпаниями и принятый в 1997 г., сделал нас как пассажиров абсолютно бесправными, - сетует Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации союзов потребителей. - Кстати, что касается компенсаций за потерю багажа и различные травмы, то в этом случае наша страна до сих пор пользуется Варшавской конвенцией от 1929 (!) г., а все развитые и развивающиеся страны давно перешли на Монреальскую - 1999 г. Европейский гражданин за задержку рейса получает 200-600 евро в зависимости от времени ожидания, а российский - 25 руб. за час!»

16 января Янин выступал перед Дмитрием Медведевым с призывом присоединиться к Монреальской конвенции. Его поддержал Алексей Симановский, зампред ЦБ, - буквально накануне он потерял багаж. Президент ответил, что идея хорошая, но нужно посчитать, во сколько она обойдётся страховщикам...

«Вопросы о компенсациях будут решаться, - заверил «АиФ» Евгений Москвичёв, глава Комитета Госдумы по транспорту. - Разрабатываются законопроекты - один о страховании ответственности за неисполнение договора воздушной перевозки пассажиров, второй - об ответст­венности перед пассажирами на всех видах транспорта. Мы планируем внести эти законы в ходе осенней сессии. Вероятно, будут закреплены те суммы компенсаций за нарушение графиков и расписаний, которые сейчас прописаны у авиаперевозчиков».

Получается, депутаты снова пляшут под дудку авиакомпаний! Впрочем, что удивительного? Ведь они, как и другие представители власти, - пассажиры бизнес-класса, рейсов дожидаются в комфортных VIP-залах, а порой и летают на отдельных коммерческих самолётах.

АВИАКОМПАНИЯ ВСЕГО ВЫПОЛНЕНО РЕЙСОВ ЗАДЕРЖАНО  
Кто задерживал меньше всех
Томск Авиа 3316 25 1%
Россия 39 335 818 2%
Аэрофлот 122 559 2496 2%
 ЮТэйр 76 931 1755 2%
Сибирь 50 934 1318 3%
Трансаэро 48 762 1888 4%
Кто задерживал больше всех
Sky express (Небесный экспресс) 8097 1067  13%
Когалымавиа 2863 401 14%
Вим-авиа 6931 1020 15%
Континент 1243 181 15%
Московия 2095 348 17%
 Москва 227 41 18%
По данным Росавиации

Наталья Бояркина, Ольга Доронина, Ольга Коробицына

Этот материал «АиФ» направляет в парламентские партии и кандидатам в президенты с просьбой прокомментировать ситуацию и принять меры. Мы будем следить за развитием событий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах