Отдав большую часть жизни ГТРК «Карелия», он также участвовал в работе практически всех региональных телеканалов. И был не сторонним наблюдателем, а участником процесса эволюции нашего телевидения во всех фазах - от официозно-советской через романтически-перестроечную к новой официозно-коммерческой стадии.
Авторитет его в профессиональной среде неоспорим, а мнение звучит как окончательный диагноз. Надо сказать, довольно неутешительный. Хороший вкус на телевидение не вернётся, зато карельское телевидение как таковое может постепенно исчезнуть.
Сплошные петросяны
- Валерий Анатольевич, вы - профессионал телевидения, и как объясняете для себя две, на первый взгляд, взаимоисключающих тенденции: в нашем обществе традиционно принято считать, что телевидение оглупляет население, понижает общекультурный уровень и так далее, но с другой-то стороны… всё равно же смотрят!
- Смотрят, потому что интересно. А по степени влиятельности телевидение действительно превосходит все остальные средства массовой информации. Если газету можно сравнить с тактической единицей специального назначения, то телевидение - это, конечно, залп «Катюши», работа по площадям. В советское время (притом, конечно, что идеология проникала везде, где можно) телевидение выполняло и просветительскую функцию. Теперь же я как профессионал испытываю чувство стыда. В качестве руководителя регионального ГТРК я входил в консультационный орган при президенте России, который в начале 90-х занимался вопросами защиты российской культуры от зарубежного влияния. Даже выступал перед депутатами на думском комитете, чтобы не менее 50% эфира было отдано российским фильмам и передачам. И сейчас я так раскаиваюсь в этой попытке защитить отечественного телепроизводителя и нашу культуру! Мы получили бесконечных юмористов - сплошных петросянов, вульгарщину, примитивные сериалы, в которых и говорят-то на приблизительно-русском языке! Тогда как их западные собратья зачастую представляют прекрасные образцы телеискусства, которые можно было бы перевести на отличный литературный русский язык. Телеканалы озабочены исключительно соображениями рейтинга, региональное присутствие в сетках федеральных каналов постоянно сокращается. Между тем я считаю, что именно региональное телевидение долгое время было в нашей стране своего рода аналогом BBC, общественным телевидением, которое финансировалось государством, но служило нуждам общества. Именно на региональном телевидении было представлено реальное многоголосие политической жизни, здесь выходили в эфир передачи на национальных языках, в конце концов, где ещё можно было увидеть выступление симфонического оркестра карельской филармонии?
- И каков ваш прогноз относительно судеб карельского телевидения в целом?
- Самый печальный. ГТРК будет постоянно сжиматься, в результате превратившись в обычный корреспондентский пункт. Телекомпания «Сампо» вот-вот растворится в создаваемом государственном холдинге, и на ней опять-таки останутся исключительно информационные сюжеты, телекомпания «Ника» по мере развития цифрового телевидения также начнёт терять позиции.
Недоступная «цифра»
- А что, кстати, происходит с этим проектом? По планам Москвы, цифровое телевидение должно было появиться в Карелии в 2012 году...
- Достоверной информации мало, но, исходя из того, что мне известно, даже если к 2012 году в Карелии будет установлено соответствующее оборудование и в 88 населённых пунктах смогут принимать сигнал, то примерно 90% жителей всё равно не смогут ничего увидеть. Поскольку для этого надо или покупать новейший телевизор с декодером, или приобретать декодер отдельно. А зачем это делать, если сейчас в любой полуразвалившейся деревушке на домах обязательно висят антенны-«тарелки», позволяющие уже сейчас принимать от 20 до 40 каналов? Но даже если население найдёт возможность финансово-технического решения данной проблемы, то в первый бесплатный пакет каналов, «мультиплекс», карельские телеканалы, скорее всего, не попадут. Причин несколько: первая состоит в том, что право на вхождение в мультиплекс будут иметь только те региональные каналы, у которых собственное вещание составляет более 2 часов. «Сампо» и «ТНТ-Онего» отсеиваются уже по этому признаку. Остаётся «Ника», но эта телекомпания является частной и потому не проходит по второму признаку - участию государства в этом канале в форме учредителя или соучредителя. Таким образом, даже если цифровое телевидение придёт в Карелию, то собственно карельских передач мы по нему не увидим. А жаль, так как с технической точки зрения «цифра» позволяет создавать собственные передачи и включать их в телеэфир на любом уровне. Вплоть до фантастической, по нынешним меркам, ситуации, когда в отдалённой деревушке могут делать собственные новости и показывать их жителям этой самой деревушки.
И о погоде
- Почему же республиканская власть не цепляется за эту возможность?
- Поведение, действительно, недальновидное с политической точки зрения, но понятное с точки зрения контроля над бюджетно-информационными ресурсами. Происходит передел информационного рынка, причём под конкретных людей и конкретные, близкие цели. В результате СМИ не развиваются, зато теряют остроту и самостоятельность - и если мы ранее заходили на оппозиционный интернет-ресурс в поисках остроты и неожиданного мнения, то сейчас на главной странице сайта читаем про сильный снегопад.