Через несколько недель будет полностью завершен этап выхода к китайской границе нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Потом нефтепровод пойдет «дальше к Тихому океану». Об этом заявил в своем выступлении в Государственной Думе 6 апреля 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин.
По словам премьер-министра, новые маршруты транспортировки углеводородов, такие как "Северный и Южный поток", Прикаспийский газопровод, нефтепровод "Бургас - Александруполис", экономически обоснованы, отвечают строгим экологическим стандартам и служат укреплению глобальной энергетической безопасности. При этом Владимир Путин особо подчеркнул, что не все в мире заинтересованы в том, чтобы новые проекты «стали реальностью. Внимание премьера к восточной трубе объяснимо. Тот, кто сегодня контролирует нефтегазовые месторождения и маршруты их транспортировки, держит мир на коротком поводке. Ирак и Афганистан, шум вокруг ядерной программы Ирана, нестабильность в Пакистане − все эти события связаны с борьбой за контроль над нефтегазовыми потоками. Итак, к нам в край пришла труба.
Что дает конкретному жителю Края появление крупнейшей российской госкомпании «Транснефть»? Фактически Хабаровск с этого момента становится узловым нефтетранспортным центром в Евразии. Это и рабочие места, и налоги, и новый интерес иностранных инвесторов к узловой точке континента.
Китайский гамбит...
Наиболее остро в углеводородах сегодня нуждается растущая экономика Китая. Согласно прогнозу экспертов Всемирного банка, Китай одним из первых в мире преодолеет финансовый кризис. Правительство страны планирует в 2009 году увеличить ВВП на 6,5%. В прошлом году импорт нефти Китаем составил около 200 млн тонн. По оценкам, к 2030 году Китай будет импортировать в год в общей сложности 500 млн тонн нефти - годовой объем нефтедобычи в России!
Сегодня Китай активно участвует в нефтяных проектах по всему миру, от Пакистана до Венесуэлы, от Африки до Казахстана, используя свои огромные ресурсы. Значительные инвестиции сделаны Китаем в иранские месторождения. Крупнейшие российские нефтегазовые проекты влияют на расстановку сил в мире, поэтому в борьбе вокруг этих проектов идет ожесточенная борьба. Все помнят шум, который поднялся вокруг первоначального плана укладки трубы ВСТО рядом с Байкалом. Однако, переход через Лену пройден без проблем, и задержался лишь на период, необходимый компании для проведения дополнительной экологической экспертизы и создание системы регулярного экомониторинга на месте перехода.
Сейчас ситуация повторяется – начинается борьба вокруг строительства второй очереди ВСТО. В процесс вовлечены те же силы, которые препятствовали прохождения первого этапа. «При пересечении Амура «Транснефть» использует уже имеющийся опыт форсирования крупных рек, прежде всего, Ангары и Лены», - говорит Сергей Воробьев, эксперт Центра Изучения региональных проблем. Кроме мониторинга состояния нефтепровода, компания намерена вести непрерывный контроль качества воды в Амуре на предмет утечек углеводородов.
К обоснованию экологически безопасности маршрута ВСТО-2 привлечено более десяти ведущих научных учреждений Сибири и Дальнего Востока - Институт географии СО РАН, Институт Мерзлотоведения им. Мельникова, Тихоокеанский Институт Географии ДВО РАН, Хабаровский НИИ водных и экологических проблем. Только по экологическим мотивам маршрут будущей трассы на участке Сковородино – спецморнефтепорт Козьмино был изменен более 200 раз! Изыскатели отвели маршрут нефтепровода от гнездовий редких птиц и мест произрастания редких растений.
…и российский эндшпиль
Но между первой и второй очередью ВСТО лежит принципиальный рубеж – к интересам США, стремящихся не допустить усиление позиции России в АТР, добавились интересы Китая, желающего получить всю сибирскую нефть. Сразу после обнародования проекта второй очереди ВСТО, в СМИ стали появляться статьи, что для ВСТО-2 нет нефти. Но нефть есть. Месторождения углеводородов с потенциалом в 1,8 млрд. тонн обнаружены на территориях, где будет пролегать трубопровод ВСТО, сообщил глава Минприроды РФ Юрий Трутнев. Приход в столицу Дальнего Востока нефтепровода позволит построить ряд нефтехимических предприятий, создать десятки тысяч новых рабочих мест.
Разработчиков проекта вынудили заметно удлинить маршрут, чтобы перенести переход через Амур ниже Хабаровска по течению реки, избежав в случае аварии попадание нефти в водозаборную зону города и район Тунгусского месторождения подземных вод. Перенос трассы обойдется в 650 млн рублей и двухмесячное удлинение сроков стройки. Казалось бы проблемы решены, но борьба не окончена. Дело в том, что китайский бизнес сегодня глубоко внедрился в экономику Хабаровского края, который ему нужен как источник сырья. Можно ожидать, что на руководство края будет оказываться огромное давление.
Все пойдет в ход, чтобы максимально затормозить реализацию проекта. Этому есть экономическое объяснение. Сейчас товарооборот между Хабаровским краем и Китаем составляет около $40 млрд – в разы больше, чем, например, между Краем и Иркутской областью. А нефтепровод усилит связи между сибирскими и дальневосточными регионами, будет работать против центробежных тенденций на необъятных просторах России, а, повторяя слова премьера, не все в мире в том заинтересованы.