С 1 января резко выросли тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий. У самых невезучих счета выросли более чем в 2 раза.
Найти «лучшее» время для повышения тарифов энергетики не смогли бы при всем желании. Предприятия, и так с трудом переживающие кризис, мгновенно оказались на пороге массовых банкротств, население и власти – в ожидании социального взрыва, а сами энергетики теперь жалуются на «кризис неплатежей».
Троллейбусы по 18 рублей?
Стоимость проезда в петрозаводских троллейбусах вскоре может составить 18 рублей – таково первое последствие резкого роста тарифов, который предстоит ощутить на себе рядовым жителям Карелии. Цена на электроэнергию для троллейбусного управления подорожала в полтора раза, и ТУ не видит другого выхода, кроме как в полтора раза – с 12 до 18 рублей - увеличить цену на проезд в общественном транспорте. Сейчас депутаты горсовета написали письмо Сергею Катанандову с просьбой повлиять на ситуацию. Народные избранники вполне справедливо полагают, что такое резкое подорожание спровоцирует серьезнейшее социальное напряжение: в троллейбусах ездят далеко не самые богатые горожане. Однако вряд ли правительство сможет сейчас повлиять на энергетиков, тем более что аналогичными просьбами карельские власти сейчас буквально закидали крупные промышленные предприятия.
Рычагов - нет
На прошлой неделе глава Карелии Сергей Катанандов побывал в Кондопоге, Костомукше – и везде одной из тем беседы стали тарифы на электроэнергию. Костомукшский ГОК дает примерно 10% доходов республиканской казны, Кондопожский ЦБК находится в аналогичной весовой категории, здесь работают и трудятся десятки тысяч человек.
Предприятия и так максимально сократили расходы, чтобы пережить наступивший кризис, производство упало очень ощутимо, зарплаты сокращаются – а тут еще и такой «подарок» от энергетиков. Сергей Катанандов всем обещал, что правительство будет пытаться воздействовать на тарифы, но уже сейчас понятно – рычагов влияния у власти не так-то много. Во-первых, сама Карелия вырабатывает только половину нужной электроэнергии, все остальное приходится докупать на стороне. Во-вторых, по словам председателя Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов Юрия Ахтарина, на сегодняшний день республиканская власть может регулировать лишь четвертую часть от общего размера тарифа. Другими словами – полнейшая неопределенность, и это в условиях быстро развивающегося кризиса.