Примерное время чтения: 5 минут
91

Слепая безработица Пскова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "АиФ - Псков" 27/01/2009

В этой связи мало кого удивило недавнее закрытие одного из участков псковского учебно-производственного предприятия, которое входит в систему Всероссийского общества слепых. Двадцать человек осталось без работы. И это еще не предел…

По словам Сергея Гаркуна, генерального директора предприятия, причина такого первого в этом году и довольно непопулярного решения  заключается в… кризисе российского автопрома.

Хотят и могут

- На кооперативных началах мы делали у себя автовыключатели. Объем был невелик, тем не менее работа у людей была. Сейчас предприятие, от которого мы получали заказы, встало. Когда заработают его цеха – трудно сказать, отсюда и наши проблемы, – продолжает собеседник корреспондента «АиФ - Псков». – Единственное,  что нас выручает, – собственный пищевой цех, где мы выпускаем в довольно значительных объемах хлебобулочную и кондитерскую продукцию, а то было бы совсем плохо.

Следует отметить, что всего на учебно-производственном предприятии занято 150 человек. Немного по общегородским масштабам, однако это единственное место в Пскове, где могут найти работу инвалиды по зрению. Таких здесь около 50. Есть еще небольшие филиалы в Печорах (30 человек) и в Великих Луках (40). Всего же незрячих в регионе насчитывается порядка 2 тысяч. Понятно, что не всякий может и (что немаловажно!) хочет работать. Однако есть и такие, для которых этот, пусть даже малоквалифицированный труд – реальная возможность самоутвердиться и доказать окружающим (но прежде всего самому себе), что они такие же полноценные люди, которые в равной степени с остальными имеют право на труд. Увы, но макроэкономика такие тонкости и нюансы душевной организации не берет во внимание, поэтому, когда кризис только замаячил на горизонте, здесь первыми почувствовали его приближение. 

- На одном из наших участков мы делаем электроплитки – объем всего 5 тысяч штук в месяц. Однако их охотно брали сельские магазины. Сейчас их сбыт невелик. К тому же в городе появился конкурент, себестоимость продукции которого значительно ниже, чем у нас, – дает пояснения С. Гаркун. - Нет, производство мы не остановили, пытаемся найти новые возможности сбыта, но все это довольно трудно. У нас ведь труд неквалифицированный, по сути дела ручной, а значит, высокой остается и цена изделия.

При этом в бухгалтерии предприятия пояснили, что рабочие места для инвалидов по зрению, так сказать, планово-убыточны, потому что те 3-4 тысячи, которые зарабатывает человек на сборке той же самой плитки или выключателя, достаются ему от хлебопека или кондитера, чья вкусная продукция более конкурентоспособна. Плюс к тому, организовать рабочее место для инвалида по зрению стоит в среднем до 30 тысяч рублей. Понятно, что окупится оно не мгновенно. И это еще одна характерная деталь производства инвалидов. Поэтому советские времена здесь вспоминают с плохо скрываемым сожалением: и работы хватало всем (коллектив предприятия достигал 300 человек), и жилье выделяли в достатке. В частности, если молодые люди со слабым  зрением создавали семью, то с появлением первенца  они практически сразу получали квартиру. А если семья продолжала  расти, то имела скорую перспективу значительно улучшить свои жилищные условия.  Сейчас об этом можно только мечтать. С другой стороны, многие инвалиды ни от кого милостей и не ждут.

Не надо подачек!

- Была бы работа, возможность заработать в достаточном количестве деньги, а свои социальные проблемы каждый способен решить сам, – убеждена Вера Филиппова, реабилитолог предприятия. Лучшее доказательство ее слов -  личный пример. В свои 63 года Вера Прокофьевна подает пример многим, и в том числе молодым. Она купается до самых морозов, ее всегда можно увидеть в первых рядах на концертах областного симфонического оркестра, не говоря уже о том, что у этой волевой женщины двое прекрасных сыновей и трое внуков. И это при том, что зрение Вера Прокофьева потеряла еще в детстве, причем полностью.

- На это предприятие я попала, когда мне было 19, отработала тут без малого 45 лет. Начинала, как и многие, на сборке, а вот теперь моя основная профессия - помогать тем, кто потерял присутствие духа, поддался физической слабости, – с улыбкой говорит она.

По мнению С. Гаркуна, подачек  инвалиды не ждут, но должен существовать комплекс мер, которые учитывали бы специфику предприятия.

- Свежий пример: в прошлом году мы поставляли свою хлебобулочную продукцию в областную больницу, однако нынче этот конкурс проиграли. И это понятно – мы не в состоянии изменить законы рынка, но если бы существовал социальный заказ, то мы уже почувствовали бы себя гораздо увереннее.

Что же остается? Пока ждать… Ждать самого кризиса, потому что, по прогнозам аналитиков, его пик  придется на весну. Выживут  ли предприятия, где заняты инвалиды? Ответа на это вопрос ждать совсем недолго.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах