Неместному с непривычки в этом здании с длинными коридорами легко заблудиться. В новгородском доме ветеранов все как в обычном доме, только вместо квартир с номерами – комнаты, в основном двухместные. Реже на одного или четырех жителей.
Городские – только дамы
Несмотря на преклонный возраст, постояльцы, большинству из которых больше 80 лет, активно следят за собой: ходят в спортзал, регулярно обновляют гардероб и даже изучают английский язык. Особенно бодрые поют караоке и в местном самодеятельном хоре.
- Есть модницы, которые любят и губы подкрасить, и переодеться два раза в день - это, как правило, горожанки, мы их называем дамами. Бабушки из деревни проще, - делится наблюдениями Ирина Князева, директор дома-интерната для престарелых и инвалидов «Новгородский дом ветеранов».
Многие читают взахлеб книги из местной библиотеки. Но вот литературные пристрастия здесь довольно необычные. Зачитывают до дыр любовные романы и современные детективы: читать легко, шрифт крупный, а главное – никаких глобальных проблем.
Как праздник для местных жителей - приход молодых волонтеров. Когда в последний раз молодежь принесла кинофильм, в импровизированном кинотеатре был аншлаг. И это при том, что почти в каждой комнате и холле стоит телевизор и есть что посмотреть.
«Сороки» со стажем
Каждый по отдельности живущий здесь – человек неплохой, но со своими привычками, характером и претензиями. Но когда они вместе – отношения между ними складываются не всегда.
Безусловно, здесь находят друзей, и даже складываются пары, и регистрируются браки.
- Часто сходятся из общего быта: вдвоем и легче, и веселей. А некоторые, кому за 60 лет, заводят и сексуальные отношения, - рассказывает Ирина Князева.
Но в основном каждый живет сам по себе. Бабушки любят посплетничать друг о друге. Но главная проблема, по словам работников дома (здесь все стараются называть его именно так), еще и в том, что в разговоре двух пожилых зачастую нет хорошего слушателя: каждый хочет поделиться своей бедой, своей историей. Отсюда и взаимные обиды.
Случаются конфликты на пустом месте: из-за закрытой или открытой форточки, громкости телевизора. Соседей в таких случаях стараются селить подходящих друг другу.
В интернате легче
Истории появления в доме у всех похожие. Это либо конфликт с детьми и внуками, либо отсутствие родственников, которые могли бы следить за пожилым человеком. Бывает, что сами пенсионеры уходят из семьи и при хороших отношениях, когда квадратных метров на всех не хватает (из добрых побуждений дети забирают из деревень уже немощных родителей в одно- или двухкомнатные квартиры).
И только 10-15% бабушек и дедушек видят близких чаще раза в неделю-две. Вот и Александру Громыко впервые посетили родственники через полтора года после ее появления в деревяницком доме-интернате.
- Нам, старикам, пожилым да еще больным, только в таких домах и жить, для нас созданы все условия: здесь приготовят, постирают, - уверена Александра Громыко.
Сюда ветеран Великой Отечественной войны пришла на 83-м году жизни, когда стало трудно заниматься домашними делами. За десять лет совместной жизни семья, появившаяся в самый разгар войны (свадьбу сыграли в 1942 году) детей не завела. Овдовев, женщина замуж больше не вышла.
- У меня всегда дела, я любознательная: много читаю медицинской литературы, чтобы самой себе чем-нибудь помочь, - призналась собеседница.
Не без гордости пенсионерка демонстрирует тумбочку, доверху набитую книгами. Есть среди них и англо-русские разговорники, которые заменяют ей лекарства для памяти.
На прощанье Александра Громыко на уверенном английском легко и без запинок сказала: «Была рада с вами познакомиться».