Без контроля толку не будет
Лариса Андрюшина, PSKOV.AIF.RU: Зоя Артемьевна, как понять, нужно ли ребенка учить музыке? Одна из моих ровесниц, к примеру, в детстве окончила музыкальную школу ради… мамы. И до сих пор считает то время потерянным.
Зоя Ермолович: Думаю, та девочка в детстве просто не достигла возрастного уровня и понимания жизни, но маме она в итоге будет благодарна. Что я могу сказать? Ребенка нужно обязательно учить музыке! Мне кажется, что эти дети - другие. Шире кругозор, выше интеллект. Они даже общаются на другом уровне. Родители ведь хотят воспитать порядочного, эрудированного, духовного, доброго человека? А без музыки, думаю, это вообще невозможно. Не зря ведь в дореволюционной России не было ни одной обеспеченной семьи, где дети не музицировали бы, не изучали французский язык.
Занятия музыкой тренируют и улучшают память, внимание, творческие способности. Дети расширяют себе поле деятельности, в котором они могли бы попробовать свои силы. В конце концов, уже доказано, что классическая музыка благоприятно влияет на кровообращение, пищеварение… Моя точка зрения такова: совсем не обязательно связывать дальнейшую жизнь с музыкой, но получить общее музыкальное образование необходимо.
- Вы сказали – девочка не доросла. А мне кажется, что детей, наоборот, нужно отдавать в музыкальную школу пораньше, пока родители у них еще «в авторитете». Ребенок маленький, к маме-папе прислушивается…
- Исходя из своей практики, считаю, что ребенка можно начинать учить музыке в любом возрасте. Сейчас появились отделения, где занимаются с детьми 5-6 лет. Это неплохо, но я, честно говоря, люблю учить детей постарше, когда они уже осмысленно занимаются. Ребёнок 7 – 8 лет с задачей справится намного быстрее, чем 5-6 летний малыш. Даже разница в год-два уже заметна. Очень важно, как к занятиям музыкой и самой музыке относятся в семье. Я вижу три необходимых условия для обучения музыке: желание и усилия самого ребёнка, творческий подход педагога и твердая позиция родителей. Мама и папа с самого начала должны понять: если отдают ребенка в музыкальную школу, то их жизнь изменится. В режим дня необходимо встраивать ежедневные серьезные занятия музыкой. Просто отдать – толку не будет. Нужен контроль.
А если кризис?
- Это в любом возрасте актуально?
- Разумеется. Маленьким - 5-6-летним - обязательно нужно помогать. Я прошу родителей присутствовать на уроках, чтобы те видели, чем ребенок занимается. Если чувствую, что родители мешают – ребёнок отвлекается, занимаемся только с учеником. Появляются проблемы – вновь приглашаю родителей. Договариваемся, что нужно сделать, как заниматься дома. Контроль и внимание родителей - залог успеха ученика.
- Наверное, в природе нет мальчика или девочки, которому рано или поздно не захотелось бы бросить занятия музыкой. Как родителям вести себя в такой ситуации?
- У любого педагога были дети, которые бросали занятия музыкой. В том числе и у меня. Думаю, маленькие дети хотят учиться музыке. Но у них, случается, желание пропадает – когда что-то непонятно, не получается. Если ребёнку 6 лет, мне кажется, не надо его заставлять, в таком возрасте рановато. Пусть немного подрастет. А вообще - смотреть по ситуации. Если за плечами уже года три занятий — надо настаивать на продолжении обучения. Убеждать, мотивировать. Когда ребенок идет в общеобразовательную школу, он ведь не задумывается, есть ли у него талант к физике, химии, литературе... Просто знает, что образование необходимо. А музыку можно выбрать, а можно пройти мимо. Почему? Нужно бороться до последнего. Веский аргумент – воспитание характера. Любое дело следует доводить до логического завершения. Бросишь занятия музыкой – значит, и любое другое бросишь на полпути. Речь идёт о воспитании волевых качеств.
Поём вместе
- Заставлять ребёнка родители все равно не хотят. Любовью можно добиться гораздо большего, считают многие. А вот сделать так, чтобы ребёнок жил с музыкой – не умеют…
- Мне кажется, в семье обязательно должны слушать музыку. В век телевизоров и компьютеров мы мало ходим в театры. А ребенок — в особенности маленький — должен обязательно слушать музыкальные сказки, спектакли, ходить с родителями на концерты. Петь дома вместе с ними. Я приветствую домашние концерты — на какие-то праздники, дни рождения. Есть такие семьи, где обязательно готовят целые представления. Дети очень любят выступать, им нравится. В их глазах — гордость, радость от выступления, от одержанной — пусть маленькой, но победы. Очень жаль, но в большинстве случаев мы сами упускаем своих детей.
- Может быть, для тех, кто сомневается или не уверен в своих силах, существуют какие-то упрощённые программы?
- Да, есть программы для различных уровней. И помимо усиленных, предпрофессиональных программ, рассчитанных на 7-8 лет занятий, собираются ввести и экспериментальные - на три года обучения. Возможно, для кого-то из ребят это выход. В любом случае, при желании обучение можно будет продолжить. Мои ученики-мальчишки от этой новости завизжали от восторга. Может быть, на самом деле не нужно всех вытягивать на предпрофессиональный уровень — зачем? На основной инструмент они ходят с удовольствием, но другие - запускают. Они не понимают, что сольфеджио, например, нужно заниматься постоянно — так же, как математикой в общеобразовательной школе. И не занимаются. И не понимают. И им уже не интересно. И не хочется. В этом случае велика роль родителей, они должны направлять процесс. Для меня же лучшее доказательство пользы занятий музыкой – это то, что своих детей в школу приводят почти все мои бывшие ученики – даже те, которые учились без особого желания.
МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ
Алексей Шкиль: Занятия музыкой помогли стать мне более организованным, развили упорство и трудолюбие.Музыка помогла мне смотреть на мир яркими красками. С помощью занятий музыки я натренировал свою память. Стал более добрым и развитым. Музыка научила меня делать что-то до конца, даже если это не получается или очень сложно.
Алёна Ёлгина: Благодаря регулярным выступлениям на сцене (зачеты, экзамены, концерты и конкурсы) я не боюсь публичных выступлений. Это помогало и в дальнейшей учебе, и на работе, и в жизни в целом. Музыкальное образование, даже начальное, выделяет человека, помогает разбираться в современных музыкальных направлениях. Благодаря урокам музыки я понимаю, что поют в опере. Некоторым моим друзьям не разобрать слов. Спасибо Вам, Зоя Артемьевна!
Вика Ющенко: Музыкальное образование дало мне чувство гармонии и привило хороший музыкальный вкус. Также научило уважению к классике и труду великих композиторов. Я считаю, что без музыки наша жищнь практически невозможна и иногда то, что нельзя выразить словами - выражается именно ей. Очень рада, что освоила фортепиано и приобрела умения и навыки, которые будут нужны всегда.
Ксения Морякова: Музыкальная школа.. музыкальная школа дала мне лишь «корочки» по окончанию обучения там. А вот Нина Ивановна научила «попадать по нотам», правильно озвучивать песни. Ольга Михайловна познакомила с музыкальной историей. Рассказала о великих композиторах, о их жизни, о произведениях. Научила, услышав мелодию, воспроизвести её на листе бумаги. И, конечно же, мой классный руководитель, мой наставник, то есть Вы, Зоя Артемьевна, стала для меня самым близким человеком, даже другом. Благодаря Вам и с помощью инструмента музыкой могу выразить своё истинное настроение, душевное состояние. Это действительно так. Спасибо Вам.
Оля Кочубей: Музыка необходима всем, даже совсем не одаренным детям. Музыкальное образование развивает общий кругозор, память, усидчивость, культуру,эстетику и вкус. Лично мне музыка дала достаточно много хорошего: помимо вышеперечисленного, благодаря этому образованию я могу петь (достойно участвовать в творческой части различных конкурсов, просто петь для близких и друзей и петь вместе с ними). В моей будущей профессии знание музыкальных основ также не повредит-например в проектировании тех же музыкальных школ, оперных театров, сцен и концертных залов. Также довольно часто в проектировании объектов применяют музыкальную концепцию, например в музеях или выставочных залах. Поэтому для меня это очень большой плюс.
Оля Феоктистова: Первое «спасибо» хочу сказать своим родителям, которые разглядели во мне способности и отправили в музыкальную школу! Мне она дала очень многое! Я научилась выражать свои чувства, эмоции и ощущения через инструмент, он стал моим «другом» на долгие года. То, что вложили в меня педагоги в школе, впоследствии выросло в большую любовь к искусству в целом: я частый зритель и ярый поклонник театра, художественных выставок, очень люблю мюзиклы и симфонические концерты) это огромнейший заряд энергии и впечатлений) а они нужны как воздух!! Поэтому еще и еще раз хочется поблагодарить своих любимых преподавателей, своих вторых мам за ту любовь, за терпение, за чуткость, внимание.
Света Константинова: Музыкальная школа дала мне возможность попасть в абсолютно другой мир, мир музыки. Музыка, ее звучание и исполнение помогает развивать не только интеллект и талант, но главное, она помогает развить душу человека, потому, что это язык, который поймут абсолютно все, так как он устремлен прямо в сердце. Я научилась ценить и понимать то, что не понятно и чуждо моим сверстникам, не учившимся в музыкальной школе. Во время радости или печали я могу сесть за инструмент и исполнить одно или несколько любимых произведений и на душе станет светлее! Это как своеобразная медитация! Развитие слуха помогало мне на уроках и в обычной школе, например на русском языке. Когда я стала взрослой, работала в итальянской компании, нужно было на рабочем уровне знать технические термины и рабочий разговорный, с моими коллегами, мы выявили некую закономерность; у всех, кто имеет музыкальное образование - итальянское произношение лучше и есть способности к языкам. Я счастлива, что закончила музыкальную школу и обязательно буду стремиться к тому, чтобы мои дети тоже ее закончили!