В Пскове появился первый дизайнерский люк: его установили у входа в Псковский кремль. Еще 74 чугунных крышки с символикой Пскова постепенно будут оборудованы в историческом центре. Подробнее об этом и других проектах, реализация которых сделает город красивым и привлекательным для туристов, «АиФ-Псков» рассказал псковский художник-дизайнер Михаил Гнедин.
Орнамент превращается...
- Сейчас крышки люков, дизайн для которых разработали вы, начали устанавливать в городе. Расскажите, как так получилось, что именно ваш дизайнерский проект был взят за основу?
- Я вхожу в состав городской комиссии по дизайн-коду, и на одном из заседаний мне предложили принять участие в конкурсе на разработку дизайна для люков. Я предложил три концепции. Изначально думал, что будет выбрана одна из трех и мы ее будем развивать. Но практически весь материал, который я предоставил, пошел в работу.
Первая концепция - это «эшеровский» (Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972), нидерландский художник-график, представитель имп-арта, исследовавший пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии - «АиФ-Псков») паттерн, где смешаны две темы: орнамент и снеток. «Эшеровский» - потому что это игра с пространством, игра с узорами, когда из одного в другое перетекает. Геометрический орнамент постепенно превращается в рыбок.
Вторая концепция - по Спегальскому. Я сильно вдохновлялся Спегальским. У него было много разработок, связанных с псковским шрифтом. Фраза «псковские люки самые красивые» написана именно таким «спегальским» шрифтом, он тоже любил современные фразы писать славянскими буквами.
А в основу третьей концепции легла псковская монета. Люк - это литье, металл, и решение сделать его в виде большой монеты напрашивалось само собой.
- На монете изображен барс?
- Изначально, насколько я знаю, это был некий «лютый зверь». Он больше похож на дракона. Это некое животное, практически полумифическое. Барсом тогда могли назвать любого мохнатого зверя. Монеты эти были достаточно грубо сделаны: не было возможности тонко, изящно все эти линии выводить. Но дизайн люков - это все-таки крупная форма, и надо было постараться баланс поймать.
- Первую дизайнерскую крышку люка у Кремля уже установили. Вы видели ее? Исполнение не подкачало?
- Я следил за самим процессом изготовления. Мне присылали точные 3D-визуализации, согласовывали их со мной и точно им следовали. Там не было возможности что-то нарушить. Потом присылали пробную партию, фотографии которой я тоже видел.
Единственно, они должны немножко «пожить», люди должны стереть, отполировать их поверхность. И тогда углубления станут более темными, а то, что на поверхности, - более светлым. И они по-новому заиграют.
Довести до ума
- А другие люки где будут расположены?
- Они будут оборудоваться на новых объектах. Сейчас сделают мост через Пскову - там появятся люки. Я иногда слышу возмущение людей, что «других проблем нет - люки надо сделать красивые». На самом деле речь идет как раз о том, чтобы решить практические вопросы и добавить какую-то туристическую фишку. Понятно, что в городе есть много интересного с исторической точки зрения. Но важно иметь маленькие приятные вещи, как в Европе. Приезжаешь - на каждом углу какая-то интересная деталь: кладка, малая скульптурная форма, те же самые люки. В свое время и Москва сделала такие. Это людей привлекает.
- По этим люкам можно ходить?
- Нужно ходить, полировать их, доводить до ума. Скоро по мотивам люков появится сувенирная продукция. Мне она понравилась, хотя я видел эти магниты только на фотографиях. И как раз на сувенирной продукции видно, как люки будут выглядеть, когда они будут отполированы: выемки темные, а внешняя сторона блестит.
- В разработке псковского сувенира, о котором долгое время идут разговоры, не принимали участие?
- Пока нет. Но вот неожиданно псковские люки вывели к интересной сувенирке.
- До этого вы уже делали что-то похожее, - какие-то малые архитектурные формы, элементы инженерной инфраструктуры?
- Наверное самое близкое к этой теме - разработка вывесок, то, что мы сейчас активно продвигаем. Я работаю над ними и как дизайнер, чаще всего в комплексе большого заказа. Сейчас очень много этим направлением занимаемся, поскольку это связано с внедрением дизайн-кода.
«ВкусВилл» не должен уничтожить «Молоко»
- Вы входите в комиссию, которая согласовывает вывески. Как идет реализация этого большого проекта? С какими сложностями пришлось столкнуться?
- Самая главная сложность была не очевидна. Одно из наших открытий - мы поняли, откуда такой «шанхай», почему вывески настолько дико смотрятся в российских городах.
Предприниматели воспринимают вывеску как рекламу. Она должна быть большой, яркой и, как маяк, призывать к себе потребителя. А это не так. Особенно сейчас, когда гораздо эффективнее разместить свою фирму в яндексе или в гугле, чтобы навигатор показал, сколько метров до этого места, вывеска не должна спорить с внешним обликом здания, города. Это приходится очень часто объяснять.
Бывают интересные беседы, а бывают очень горячие споры внутри комиссии. И оказалось, что комиссия нужна. Потому что одного дизайн-кода недостаточно. Можно сделать несколько вывесок по стандартам, но не получится должного результата. Потому что есть нестандартные дома, и мы сами ломаем голову, выезжаем на место с рулеткой, обсуждаем.
- У всех предпринимателей сразу получается сделать выставку, соответствующую дизайн-коду?
- Вот KFC сделали сразу круто. У них была массивная объемная вывеска. И они, не пререкаясь, все учли и сделали не кричащие аккуратные стильные вывески. Бывает и такое.
- Сейчас на какой стадии внедрение дизайн-кода? Все вывески подогнали под стандарт?
- Многие, но не все еще. Сейчас мы разрабатываем рекомендации к дизайн-коду для предпринимателей в районах. Всячески стараемся им помогать, а не только ставить условия.
Еще у меня есть одна боль - советское наследие. Например, прекрасно отреставрированная вывеска «Ракета» на Октябрьском проспекте и «Мебель» на Народной - примеры того, как круто умели работать советские художники. К таким вывескам нельзя подходить с общим стандартом. К ним нужен особый подход. Я ездил в Невель, там потрепанная, как все советское наследие, но шикарная вывеска на почтамте. Есть примеры, когда советские вывески восстанавливают и это смотрится круто. Сейчас советское культурное наследие не охраняется государством. В общем, надо присмотреться к нему, пока оно есть.
- Эти вывески не демонтируют?
- Нет. Мы этот вопрос уже обсуждали на комиссии. Одну такую вывеску сняли, и сейчас решаем, что делать с ней после восстановления. Будет ли она повешена на прежнее место или станет частью интерьера музея, креативного пространства. Этот процесс будет проконтролирован.
- А в связи с этим изменения в дизайн-код не вносили?
- Это как раз открытый вопрос. Мы сейчас обсуждаем, как сохранить такие вещи. К таким вывескам надо подойти как к арт-объектам, как к историческим объектам. Потому что иногда вывеска уже не соответствует тому, что она обозначает. К счастью, там где вывеска «Мебель» - мебельный магазин, где «Булочная» - чудом, действительно, снова булочная. Но там, где вывеска «Молоко» - у нас «ВкусВилл». И «ВкусВилл» не должен «уничтожить» «Молоко». Я даже хочу им предложить какой-то проект, чтобы они свою вывеску переделали, открыв рельеф «Молоко». Думаю, что они могли бы из этого сделать хорошую рекламу себе.
Наш Псков избалован. У нас такие древности, что советское наследие кажется незначительной вещью. Но нельзя просто идти по стандартам и все рубить.
Чего-то не хватает
- А к современному творчеству как относитесь. К муралам, например?
- Мне нравился графити-фестиваль «Плеск», когда художники рисовали на несимпатичных технических зданиях. Они реализовывали свои проекты по всему Пскову. Получилось разнообразно и интересно. Особенно меня цепанул геометрический стрит-арт на Рижском. Мне нравится, когда стрит-арт работает с конкретным местом.
- По-вашему мнению, чего Пскову не хватает?
- Псков - очень красивый. И еще преображается потихоньку. За последние 10 лет, пока я живу здесь, он очень изменился. Но мне кажется, городу не хватает современных детских площадок. Все, кто был в Европе, помнят, какие там площадки! У нас пока что их делают по старым стандартам, и нет хороших детских площадок.
- А что такое хорошая детская площадка? Есть неплохая в Финском парке...
- Все равно еще не дотягивает. Хорошая детская площадка - это место, где детям действительно есть чем себя занять. Кроме того, современные детские площадки работают с ландшафтом. У нас это просто плоскость. А люди давно шагнули дальше. Детям интересно, чтобы был разноуровневый ландшафт, дыры, через которые можно пролезть, где ребенок сам может себя занять и родителям не надо стоять и качать его.
Хорошая детская площадка должна давать ребенку широкий спектр действий: перелезть, перепрыгнуть, тут - канат, тут - имитация скал. Это все не так сложно, но такие площадки делаются по уникальным проектам. Их делают под конкретное место, а не просто покупают и ставят готовые. Детям не нужна имитация корабля. Им нужно то, из чего они придумают сами все, что захотят.
Из своего детства помню, что самое крутое - это когда мы придумывали что-то сами из всего, чтобы под рукой: бочка, горка. И эти европейские площадки - это то же самое, только созданное специально. Настоящих детских площадок не хватает. И тут можно работать и работать.