У порховичей теперь будет своя «ганза» - союз таких же древних городов (и сёл), жители которых, уж конечно, торговали между собой во все времена не менее интенсивно, чем ганзейцы. А может, с теми ж самыми ганзейцами и торговали.
Вот поэтому вместо ганзейского когга, - одномачтового парусника, на котором немецкие купцы бороздили реки и озёра древней Руси, символом порховской «ганзы» стала ладья. Новое культурное содружество городов так и называется - «Шелонская ладья» (от имени реки Шелони, по которой ганзейцы ходили из псковичей в новгородцы).
Мы наш, мы новый мир построим
В марте члены этого союза впервые собрались на межрегиональной конференции, хотя ещё накануне ничто не предвещало такого грандиозного форума. Просто у сотрудников Порховского краеведческого музея, помимо всего прочего, есть обязанность по очереди организовывать и проводить внутримузейные методические семинары. На этот раз подошла очередь Мартинаса Пятровича. А он горазд на глобальные проекты и к тому же является признанным собирателем русских земель.
Идея создать ещё один союз неслучайно пришла в голову человеку, который и сам является выходцем из Союза – «нерушимых республик свободных». Если б не тот Союз, Мартинас НАРМОНТАС, может, так никогда бы и не очутился на псковской земле, не стал Почётным гражданином города Порхова. Будучи поистине человеком мира, он ещё к тому же отставной военный и много лет руководил Порховским почтамтом.
Его идеалом стал наш замечательный земляк – опочанин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, благодаря которому в России появились и первый почтовый тракт, и первый банк. Современник царя Алексея Михайловича, блестящий политик и дипломат, Ордин-Нащокин прославился также высказыванием: "Я не хочу только кормиться от моей Родины, я сам хочу её кормить".
Вот потому-то когда в 2011 году Мартинаса Пятровича выбрали Почётным гражданином Порхова, он сразу же раздал причитающуюся ему по такому случаю премию (10 тысяч рублей) троим маленьким порховичам, которые болеют лейкемией.
К тому времени Мартинас Нармонтас уже успел создать одно «новое культурное содружество городов», наподобие ганзейского. Ведь это он придумал увековечить полосатыми верстовыми столбами первый в России почтовый тракт Москва - Тверь - Великий Новгород - Псков – Рига и даже организовал несколько лет назад автопробег по этому древнему почтовому пути.
Мартинас Пятрович славится и другими важными инициативами. Ведь это он подвигнул порховичей установить часовню и памятный знак на месте концлагеря "Дулаг -100". А ещё он собственноручно смастерил «памятник аистиной верности» в деревне Гораи Островского района – после того, как в 2011 году там погибли два аиста. По рассказам тамошних жителей, аистиная семья возвращалась на родину вить гнездо, когда одного из аистов насмерть сбила фура, а второй, видя такое, сам разбился о машину.
Мой адрес не дом и не улица
В 2012 году Мартинас Нармонтас выиграл грант Государственного комитета по культуре Псковской области и всего за два с лишним месяца создал музейную берестяную почту Пришелонья, где любой желающий может почувствовать себя мальчиком Онфимом.
То есть, для начала поучиться выдавливать специальным деревянным писАлом аз-буки-веди в восковой «тетрадке», потом попробовать выцарапать на предварительно вываренной берестяной коре «СМСку», и, наконец, макнуть в чернила настоящее остро заточенное гусиное перо.
Берестяная почта и привела Мартинаса Нармонтаса в Ганзейский союз. Ведь он до такой степени прославился своими уроками берестяного письма, что в прошлом году его пригласили поехать в составе псковской делегации на Международные Ганзейские дни в немецкий город Герфорд.
Все четыре ганзейских дня Мартинас Пятрович одетый то почтовым извозчиком, то писарем, то воеводой учил иностранцев русской азбуке. Пока в его учениках не оказался сам «великий магистр» Ганзейского Союза Нового времени – президент Новой Ганзы и бургомистр города Любека Бернд ЗАКСЕ.
В результате они с Мартинасом Пятровичем до того подружились, что до сих пор переписываются. А у Почётного порховича с тех пор своя «ганза» на уме.
Где наша не пропадала
В той поездке Мартинас Пятрович как следует разглядел средневековые географические карты, почитал немецкие книги про Ганзу и обнаружил, что древние ганзейцы добирались из Пскова в Новгород по водному пути.
Сначала они плыли по реке Черёхе, потом тащили свои когги волоком до реки Узы, а из неё попадали в Шелонь. «А поскольку уже в те времена рядом с Узой существовал такой город, как Порхов, то я думаю, что ганзейские купцы ну никак не могли проехать мимо него», - смекнул порховский музейщик и стал добиваться, чтоб Порхов тоже присоединился к современному Ганзейскому движению.
Для этого всего-то и нужно: подтвердить ганзейскость Порхова историческими документами (а таких «справок» Мартинас Пятрович насобирал уже целую папку) и добиться, чтоб «бургомистр» Порхова Виктор СТЕПАНОВ обратился в президиум Ганзейского союза с соответствующим заявлением.
Говорят, что порховский «бургомистр» пока ещё не до такой степени оганзел, но зато ему очень понравилась другая идея порховских музейщиков – создать по образу и подобию Ганзы союз пришелонских городов. Главы этих городов тоже ещё не вполне осознали, что им это сулит, но на всякий случай прислали на первую межрегиональную конференцию в Порхов свои делегации. Таким образом, Сольцы, Дедовичи и Дно уже, что называется, в «теме», а там, глядишь, и Шимск подтянется.
Кстати, в следующем году Порхов будет отмечать своё 775-летие. Таким образом, первый межрегиональный фестиваль «Шелонская ладья» может стать ключевым мероприятием юбилейных порховских Дней города. А пока порховичи отослали свою «ладью» на всероссийский грантовый конкурс музейных проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл».
Да и то правда, Россия ж не Европа: что нам заграничная «ганза», если мы и своих культурных содружеств можем сколько хочешь насоздавать.