Для всех, кто заинтересовался Днём кошек в Псковском музее-заповеднике, была впервые за несколько лет организована вечерняя экскурсия в Дом Масона, где, как выяснилось, хранится немало связанных с кошками ценных экспонатов.

Заведующая отделом научно-фондовой работы Ольга Васильева начала с того, что рассказала собравшимся, как древние люди обожествляли кошек и как потом из противоборства с язычниками причислили их к исчадиям ада. По её словам, прошло немало времени, прежде чем художники заново научились любоваться этими домашними животными, как любовался кошками профессор Императорской академии художеств Александр Антонович Риццони.


Павел Третьяков называл его картинки «прелестными», а главное, полагался на вкус академика, когда формировал свою коллекцию живописи. Но однажды в журнале «Мир искусства» вышла статья, в которой спрятавшийся под псевдонимом критик назвал Риццони худшим из современных ему художников. И именитый живописец покончил с собой, не сумев пережить такого позора.
Узнав, какая трагическая история связана с «прелестной картинкой» под названием «Кошки», экскурсанты из главного здания Псковского музея-заповедника отправились в фондохранилище, более известное, как Дом Масона, перед входом в который их, как нарочно, встретила бродячая кошка.
В самом фондохранилище псковские музейщики, в отличие от своих коллег по Эрмитажу, живых кошек не держат, зато, как все смогли убедиться, там представлено немало посвящённых кошкам произведений искусства.
Вернее, все эти раритеты так или иначе связаны с семейством кошачьих, хотя это не всегда имеет отношение к зоологии. В частности, крылатый лев как символ евангелиста Марка обязательно присутствует на золотых и серебряных накладках, которые украшают хранящиеся в Доме Масона напрестольные евангелия позапрошлого века. Эта священная «кошка», кроме того, призвана напоминать православным, что Христос боролся за веру, как лев.

Ещё одну «кошку», барса, псковичи когда-то чеканили на крохотных монетках из привозного серебра – «чешуйках» - настолько невесомых, что во время сверки фондов хранителям приходится пересчитывать их, буквально затаив дыхание, сказала Ольга Васильева.

А в геральдическом зале Дома Масона тот же самый барс представлен на гербах всех псковских уездов.
И вдобавок его обязательно изображали на псковских цеховых знамёнах 19 века – правда, в странном обличье. Оказывается, мастеровые псковичи того времени имели настолько смутное представление о том, как должен выглядеть символ их города, что рисовали его, как выразилась Ольга Васильева, эдакой «неведомой зверушкой» - больше похожей на лошадь Пржевальского, но с усиками.

Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть