Примерное время чтения: 5 минут
60

Замкнутый круг ЖКХ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. "АиФ на Мурмане" 14/04/2009

Предприниматели должны были принести в ЖКХ конкуренцию, повысить качество услуг. Правда, пока жильцы не ощутили преимуществ. Грязные, неотремонтированные подъезды и кучи мусора во дворах остаются явлениями сегодняшнего дня.

 

Прошли выборы в домах

В течение 2008 года в Мурманской области прошли выборы способа управления домами. С марта 2005 года, когда был принят Жилищный кодекс, только в некоторых домах жильцы, проявив инициативу, создали товарищества собственников жилья и выбрали небольшие обслуживающие компании. Большинство собственников домов не ощутили своего нового статуса и обслуживались прежними муниципальными трестами.

 

Переломным стал 2008 год. Администрации городов инициировали проведение голосования в домах. Только в анкетах на выбор были предложены ТСЖ, непосредственное управление жильцов и какая-то одна частная управляющая компания. В итоге получилось, что в большинстве муниципалитетов жилой фонд оказался под одной или несколькими управленцами.

В Кандалакше жилфонд забрала УК «Жилищно-коммунальный сервис». Кроме неё, за исключением нескольких ТСЖ, никто не захотел или не смог взять дома в управление. Мэр Андрей Иванов даже жаловался, что жилищная сфера в городе монополизирована, и просто нет других компаний, которые бы участвовали в конкурсах.

В Мончегорске и Никеле большая часть жилфонда также оказалась у одной компании. В Апатитах и Оленегорске доминирующее положение у одной управляющей компании, но присутствуют и иные фирмы.

Количество жалоб растёт

В Мурманске в каждом административном округе управлять домами стали три большие компании: «Севжилсервис» (Ленинский округ), «Жилцентр» (Октябрьский округ) и «Жилищно-сервисная компания» (Первомайский округ). Кроме них, несколько домов обслуживают такие фирмы, как «Жанр», «Аракс», «Жилспецстрой» и др.

Приходят и новички вроде ООО «Гур», недавно забравшего по конкурсу 54 дома. Впрочем, многие жильцы выступили против новой компании, отмечая, что конкурс прошёл безальтернативно и с нарушениями.

 

В последнее время количество жалоб от населения только растёт. И жалуются в основном на крупные фирмы. С одной стороны, это свидетельство роста самосознания жильцов. С другой - в грязи жить никому не хочется, да ещё и платить непонятно за что деньги.

 – Больше всего обращений к нам поступает на «Жилцентр», «Жилищно-сервисную компанию», работающие в Мурманске, и «Жилищно-коммунальный сервис» из Кандалакши, – рассказывает председатель Союза защиты собственников жилья Светлана Макарова. – Люди недовольны элементарными вещами, которые на виду: не убирают подъезды, не вывозят крупногабаритный мусор. На «Жилцентр» поступают жалобы, связанные с тем, что многие собственники не выбирали эту управляющую компанию, но она их обслуживает. Возмущает мурманчан тот факт, что поднялся тариф на «содержание и ремонт» в их доме. На все вопросы отвечают, что жители сами выбрали себе такой тариф, хотя такого вопроса в повестке дня часто вообще не было.

За последний год тариф на «содержание и ремонт» вырос в среднем по Мурманской области на 15%. Но ремонты в большинстве домов так и не делают. В Мурманске в прошлом году было отремонтировано несколько сотен подъездов. Но после выборов о новых ремонтах не вспоминают. По жилищным нормам, управляющие компании должны были утвердить на общих собраниях жильцов планы текущего ремонта. Однако часто ничего из этого не было сделано.

Представители управляющих компаний говорят: не хватает средств, тариф ещё нужно повышать.

Жильцы, недовольные работой управляющих компаний, обращаются в Государственную жилищную инспекцию, прокуратуру и суды. Но кардинально повысить качество услуг в ЖКХ можно, только создав условия для эффективной работы. Новый глава Мурманска Сергей Субботин говорил, что в ЖКХ надо развивать конкуренцию, создавать равные условия для малого и среднего бизнеса, а не только для крупных фирм. Тем более что малый бизнес в отдельных случаях более ответственно подходит к работе.

ЖКХ долгое время было отраслью, которую реформы обходили стороной. Сейчас в эту сферу пришли новые отношения. Но многое здесь зависит от желания и умения местных властей создать прозрачный и доступный для всех фирм рынок.

Мнение эксперта

 

 – Дома надо обслуживать только после проведённого в них ремонта. Поэтому наша компания, взяв дом, сначала проводит в нём ремонт, меняет розливы, стояки и т. п., – говорит руководитель обслуживающей жилищной компании «Жанр» Евгений Скрябин. – Компания инвестирует в дом средства, внедряет энергосберегающие технологии. И за счёт последующей экономии окупает свои затраты и получает доход. Жильцы через определённое время также имеют экономию. Важно, чтобы был рынок среди поставщиков тепла и электроэнергии. Если этого нет, то компания не управляющая, не имеющая право выбора поставщиков, а просто обслуживающая.

- Денег, которые поступают от жильцов на содержание и ремонт, достаточно для нормальной работы. Повысить качество услуг можно, если не воровать и не раздувать штат, – считает зам гендиректора УК «Жилспецстрой» Ольга Корнева. - В некоторых компаниях работает около 1 тыс. человек, из них 300 – рабочие. А что тогда делают остальные?.. У нас работник одновременно и слесарь, и плотник, и электрик. Заработок у него соответственно в разы выше, и отношение к работе другое.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах