Недавно наделённый полномочиями глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт не мог скрыть удовольствия: гости не скупились на комплименты в адрес уютного, чистенького и зеленого Хабаровска. Накануне у делегаций была неформальная программа, а президент председательствующей сегодня в ЕС Чехии даже прогулялся по городу.
- Как мы выяснили, - открыл тем временем официальные переговоры Дмитрий Медведев, - Хабаровск находится на восточной границе общего пространства от Лиссабона до Владивостока, которое принято называть «большой Европой».
Президент Медведев широко улыбался в этот момент, прежде всего верховному представителю ЕС по внешней политике и безопасности Хавьеру Солане.
Дело в том, что накануне неформальный ужин с щедрыми угощениями в честь гостей продолжился на теплоходе, где после очередного тоста г-н Солана вдруг попросил объяснить ему, куда он всё-таки попал. Лоцманская карта амурского фарватера ясности в этот вопрос внести не смогла. Было очевидно, что г-н Солана, если и не вкладывает в этот вопрос философского смысла, то, по крайней мере, просит о более серьезной «привязке» к местности. Поэтому перед официальным заседанием Дмитрий Медведев подарил Хавьеру Солане карту всего Дальнего Востока.
Однако обозначить географические границы «большой Европы», как выяснилось на саммите, по-прежнему гораздо проще, чем стереть границы политические или экономические.
Первый же вопрос на пресс-конференции оказался провокационным. Корреспондент чешского телевидения поинтересовался, как идёт согласование энергетических противоречий, и попросил лидеров пояснить, дал ли президент Медведев заверения, что газовый кризис, подобный январскому, не повторится в следующем году.
- Я доволен обсуждением, - ответил президент Медведев. - Мы говорили, что предложения (насчёт новой правовой базы в энергосотрудничестве, на которой настаивает Кремль. – Прим. авт.) требуют обсуждения и анализа. Россия не является участником Энергетической хартии и не собирается к ней присоединяться в действующей редакции. Россия не является участником (транзитного. - Прим. авт.) договора к Энергетической хартии и не будет им пользоваться. Хартию нужно использовать - либо для нового соглашения, либо для подготовки новой версии хартии, но в рамках согласованных процедур...
Сделав паузу, во время которой он набрал в лёгкие воздух, Дмитрий Медведев перешёл ко второй части вопроса. В его ответе зазвучали хорошо различимые железные нотки:
- Никаких заверений Россия не давала и давать не будет. Чего ради? На нашей стороне проблем нет. Заверения пусть даёт тот, кто должен платить за газ.
Медведев пояснил, что Украина в ближайшее время должна закачать топливо в газохранилища более чем на 4 млрд долл. как раз для обеспечения зимнего транзита.
- Есть сомнения по поводу платёжеспособности Украины. Партнёры в такой ситуации помогают. Мы готовы помогать. Но хотим, чтобы часть работы взял на себя Евросоюз. Если речь идёт о кредитах, давайте поможем синдицировать такие кредиты.
Слово взял председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Он тоже начал с Энергетической хартии.
- Известно, что Россия не поддерживает хартию. Мы же считаем хартию правовой базой отношений и полностью привержены ей... Но мы считаем некоторые предложения президента Медведева заслуживающими внимания и можем рассмотреть их во время обзора Энергохартии.
Как пояснил «АиФ» детали достигнутого компромисса еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, некоторые предложения России могут быть в каком-то виде добавлены к действующей Энергохартии.
- Надеемся, что сбои не повторятся, - продолжил тем временем г-н Баррозу. - Государства Евросоюза страдали от проблемы, которая возникла не в Евросоюзе. Мы просим Россию и, конечно, Украину сделать всё, чтобы предотвратить подобное в дальнейшем. Иначе это было бы вредно для отношений. Поэтому необходимо выработать механизмы раннего предупреждения...
Вообще-то президент Медведев такой механизм уже выработал буквально несколько минут назад - честно предупредил.
- Но наиболее важна политическая воля, - продолжил Баррозу, - чтобы избежать повторения подобных кризисов. Рассчитываем, что Россия и Украина сделают всё, чтобы европейские потребители не пострадали вновь.
То есть очевидно и то, что европравительство опять не собирается брать на себя ответственность за адекватность украинских властей.